Тверская старина. № 3 1994 г.

Мастера бавляли небольшое количество сажи и белил и этим составом покрывали глаза, впадины,. на . висках, бородУ и волосы у стариков. 6) Зарумянка - к колеру, употребленному для сплавки, прибавляли киновари и покрывали · киноварью уши, веки, уста, щеки и между пальцев рук. 7) Вторичная движка - т. е. обозначение белилами высоких мест. 8) Вторичная сплавка - но колером более светлым , чем первый, и притом жидким, чтобы прежние колера сквозили . 9) Вторичная помытка - глубоких мест, но не ум15рою, а жженым тердисенем с прибавлением сажи и охры. 10) Отборка - высоких мест на лице и теле . В состав красок, употреблявшихся для вто­ ричной общей сплавки, прибавляли белил и этим составом отбирали штрихом и пунктиром высо­ кие места. Отборкой оканчивалось писание лица и тела. Остаются борода и волосы. Мы уже указали, что у стариков волосы и борода сплавлялись синеви­ ной. По этому колеру умброю тщательно отбира­ лись волосиками теневые места бороды и волос , а в самых высоких местах волосики отбирались белилами . Борода и волосы русые отбирались волосиками в теневых местах также умброю по санкиру ( 1-й прием), а в высоких местах жженым тердисенем с прибавлением белил. • " В подлиннике часто употребляется термин <<надсед», т. е. с проседью. Борода и волосы с проседью писались следующим образом: по санкиру в теневых местах волосики отбирались умброю, а в высоких белилами. Будет нелишним указать здесь, что в древнее время волосы у ангелов и у некоторых святых писались особенным образом, именно , кудерка­ ми, и, кроме того, особенность изображений ангелов состояла в том, что у них писались так называемые слухи, то есть изогнутые черты, выходящие из уха, а на проборе волос предмет в виде ока. В заключение считаем нужным сказать, что в краски, употреблявшиеся для иконописания, прибавляли желтка не особенно много, а разбав­ ляли их преимущественно водой, потому что большое количество яйца в краске производило мелкие трещины на написанном ими. В древней России исключительно употребля­ лись яичные краски. Одною из причин этой исключительности была, как нам кажется, их удобоприменимость. Этими красками можно писать не только по дереву, но и по камню, и по кирпичу, не разводя их только очень жидко, чтобы они не стекали; ими можно писать и по металлу, и по мастике, и по холсту, одним словом, на чем угодно . Петр Борель. Пустынь святого угодника Нила Столобенского Чудотворца. (Тверская картинная галерея). 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1