Тверская старина. № 3 1994 г.

Свет дневной - есть слово книжное недостатки. Действительно, за мно­ гие годы, прошедшие со дня выхода книги в свет, появились новые взгляды на события и факты, опи­ санные Борзаковским. Благодаря широкомасштабным работам архео­ логов в конце XIX и особенно в ХХ в. появились материалы о жизни населения Тверского края, ранее недоступные исследователям. Появился и совершенно новый вид исторических источников - берес­ тяные грамоты, найденные в том числе в Твери и Торжке. В 1994 году издательско-коммер­ ческая фирма <<ЛЕАН>> в содруже­ стве с фирмой <<Старый город» и специалистами Тверского научно­ исследовательского историко-архео­ логического и реставрационного центра (ЦНИИР-Центра) подгото­ вили книгу к переизданию. Ориги ­ нальный текст книги, включая при­ ложения и примечания, воспроизво­ дится без изменений. лО>>. 1876. No 9. С. 71 - 76; в) «Киевские Университетские Известия,,. 1876. No 4. С. 1-2 (Библиографическая замет­ ка В. Иконникова); г) «Русская Стари­ на» . 1876. Т. 16. No 6 (Библиографиче­ ская заметка на обложке); д) Замысло­ вский Е. Е. / / «Отчет о 20-м присужде­ нии наград гр. Уварова». СПб., 1878. С . 550- 604. 2. Сторожев В., Борзаковский В. С. / / «Критико-биографический словарь рус­ ских писателей» Венгерова . СПб., 1897. т. 5. с. 172- 176. И все же работа Владимира Степановича Борзаковского не поте­ ряла своего значения и сегодня. Изданная небольшим тиражом почти сто двадцать лет назад, книга давно стала библиографической редкостью. Книгу переписывали от руки, перепечатывали на машинке .. . Идея переиздания «Истории Твер­ ского княжества>> возникла давно. И всякий раз какие-либо обстоя­ тельства препятствовали этому. Можно надеяться, что второе изда­ ние книги «История Тверского кня­ жества>>, вышедшее в свет в год 160- летия со дня рождения Владимира Степановича Борзаковского, будет своеобразным памятником ее авто­ ру - русскому ученому и педагогу . 3. Краткая ссылка на заметку о В. С. Борзаковском по «... Словарю» Венгерова приводится только в библио­ графическом указателе «История исто­ рической науки в СССР. Дооктябрьский период». М., 1965. П. 3907. С сожалени­ ем приходится отмечать, что и сегодня мы знаем о судьбе Владимира Степано­ вича не больше, чем в 1897 году. Продолжается и «болезнь забывчиво­ стю>. В тверских, тогда еще калинин­ ских, газетах десятилетней давности (в год 150-летнего юбилея) не удалось отыскать ни одной заметки о жизни и деятельности ученого. ПРИМЕЧАНИЯ 1. ·о·пывы об «Истории Тверского к няжест 11 а -, были помещены в следующих изданиях: а) «Древняя и новая Россия». 1876 г. Т. (11). № 5. С. 73-74 (Ре­ цензия К . Бестужева-Рюмина); б) «Де- Елена СМИРНОВА ДУША РЕБЕНКА в НАУЧНОЙ библиотеке Тверского госу­ дарственного университета, наряду с дру­ гими богатствами, имеется обширная и ин- тереснейшая коллекция дореволюционной лите­ ратуры по педагогике, психологии, воспитанию и образованию. Это не случайно, поскольку Твер­ ской университет - прямой наследник педагоги­ ческих учреждений и учебных заведений Твери конца XIX - начала ХХ веков, сеть которых была достаточно широка для провинциального города. Это книги из библиотек педагогического музея дирекции народных училищ Тверской губернии, постоянных педагогических курсов Тверского губернского земства, справочно-педа­ гогического бюро при Тверской губернской земской управе, Тверского общественно-педаго­ гического кружка, библиотек Тверской классиче­ ской мужской гимназии, Мариинской женской гимназии, Тверской духовной семинарии, и, конечно, из фундаментальной и ученической библиотек Тверской женской учительской шко­ лы П. П. Максимовича. На многих книгах школы есть автографы владельцев - известных педаго­ гов Ф. Ф. Ольденбурга , О. Ю. Федоровой , Е. П. Свешниковой. Что это за книги? Почему мы хотим привлечь к ним внимание современного читателя? Дело в том, что в 1888-1890 годы велись интенсивные поиски новых форм обучения, иных 93 типов школ. Переворотом в педагогике стало появление, быстрое развитие и распространение новой науки педологии, где в основу воспита­ тельно-образовательного процесса были положе­ ны новейшие достижения психологии. Основате­ лями педологии считаются американские и не­ мецкие ученые С. Холл, Э. Торндайк, Э. Мейман, В. Лай . В России выдающийся вклад в эту науку внесли И. А. Сикорский, А. П. Нечаев, А. Ф. Ла­ зурский и другие. Начинает печататься много переводной и отечественной литературы в сериях «Вопросы педагогической психологию>, <<Библио­ тека нового воспитания и образованиЯ>>, <<Заду­ шевное воспитание>>, <<Душевная жизнь детей>>. Вся эта литература достаточно хорошо пред­ ставлена в нашей коллекции. В первые годы советской власти успешно продолжают развивать педологию П. П. Блон­ ский, М. Я. Басов, А. Б. Залкинд вплоть до середины 30-х годов, когда педология была объявлена лженаукой. Так что наша коллекция не только интересна по содержанию, но и имеет трудную судьбу. Многие книги чудом уцелели, некоторые носят следы репрессий: вымараны чернилами имена неугодных авторов, вырезаны неугодные статьи. Предлагаем лишь небольшой список литерату­ ры по педагогике и психологии, изданной в конце XIX - начале ХХ века, который

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1