Тверская старина. № 3 1994 г.

Библиофилы в <<Тверской старине>> Григорий КИЗЕЛЬ ЭКСЛИБРИС в собрании ~аучной библиотеки Тверского государственного университета Экслибрис (называемый также книжным зна­ ком) - это специальная графическая сюжетно­ текстовая миниатюра, формально символизиру­ ющая в широком диапазоне книголюбие и книго­ владение, с традиционной информацией о вла­ дельце библиотеки (с помощью элементов художественной эмблематики). Название про­ исходит от латинского выражения <<ех libris>> ( <<ИЗ книг») , которое чаще всего присутствует в текстовой части этих миниатюр. На русских экслибрисах нередко есть и другие, близкие по смыслу, слова и выражения - <<из собранию>, <<библиотека ... >> и пр. Экслибрис - не случайное явление в книжном мире, не каприз библиофила или автора-графи­ ка. Его происхождение и история тесно перепле­ таются с историей книги. Мы привыкли считать книгу источником духовного обогащения, знания, мудрости, куль­ туры. И, как правило, забываем (или стесняемся вспомнить!), что она при всем этом вещь материальная. Над ее созданием трудились писатель, редактор, художник 1 полиграфисты (а некогда - переписчик), словом, люди разной профессии, так что книга имеет и соответству~­ щее денежное выражение. Поэтому вскоре после появления первых книг владельцы их позаботи­ лись об утверждении своей собственности де­ факто. Так возник экслибрис в качестве знака книгомадения. Впервые появился он в библиотеке египетско­ го фараона Аменхотепа 111 (1410-1375 г.г. до н. э.) - в виде керамической дощечки, на которой вырезано имя владельца-фараона и краткое резюме содержания книги. Аналогичные <<Протоэкслибрисы» были и у ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 г.г. до н. э.), вла­ девшего одной из крупнейших библиотек древне­ го мира (около 50 тыс. глиняных клинописных табличек). В процессе эволюции книга предстает в виде папирусных, пергаментных, берестяных свитков. Даже с появлением книгопечатания долгое время существовала рукописная книга. И экслибрис существовал - рукописный, рисованный, в виде мастичного оттиска резной металлической пе­ чаткой и др. В России первым экслибрисом признан рукописный знак основателя библиоте­ ки Соловецкого монастыря игумена Досифея, обнаруженный сотрудником Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова­ Щедрина Н. Н. Розовым. Знак представляет большую букву <<С>>, куда вязью вписаны имя и сан Досифея'. И позже соловецкие книжники 7- 17.1 1 97 метили книги аналогичным · методом - <<доси­ феевским». До находки знака Досифея существовала устойчивая версия (строго говоря, она не опровергнута и сейчас), что предшественником русского экслибриса является так называемая <<вкладная записм - дарственная надпись на рукописной книге, которую жертвовали мона­ стырю или церкви (делали <<вклад») с целью замолить свои грехи или ради поминовения родителей; цель вклада указывалась в записи вместе с именем жертвователя, названием церк­ ви и годом. С изобретением книгопечатания в XV в. по­ явился печатный гравированный книжный знак, который наклеивался на внутреннюю сторону переплета книги. Ранние экслибрисы обычно представляли просто родовые гербы без текста; много позже владельцы стали украшать свои знаки декоративными элементами, девизами, добавлять свои имена. Некоторые владельцы оттискивали свои гербы (а также монограммы и даже полные имена) золотой краской на кожаных переплетах книг - это так называемые суперэкслибрисы. Одна­ ко они были весьма дорогим удовольствием и доступны были лишь состоятельным людям. А главное, довольно неудобны при воспроизведе­ нии. Поэтому с развитием библиотек супер­ экслибрис уверенно вытесняется печатным гра­ вированным знаком: значительно проще и де­ шевле оказалось ти rажировать экслибрис с ав­ торской доски на Gумаге в нужном количестве; полученные оттиски наклеивались на внутрен­ нюю сторону переплета или на форзац книги. Печатные экслибрисы появились в России в начале XVIII в. в книжных собраниях просвещенных деятелей и сподвижников Петра Великого - фельдмаршала Я. В. Брюса, лейб­ медика царя Р. К. Арескина (гербовые знаки) и действительного члена Верховного тайного совета князя Д. М. Голицына (знак шрифтовой). Новейшими исследованиями установлено, что несколько ранее (около 1698 г.) был выполнен экслибрис ближайшего соратника Петра Велико­ го генерал-адмирала Франца Лефорта. Однако не сохранилось никаких сведений о ха­ рактере и составе его библиотеки. Гербовые и изящные вензелевые знаки охотно применялись книговладельцами России. Их по­ степенно вытесняют сюжетные знаки. А с не­ уклонно развивающимся процессом демократи­ зации владельцев библиотек происходит и суще­ ственное опрощение знаков: все больше экслиб-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1