Тверская старина. № 3 1994 г.
Библиофилы в <<Тверской старине>> Григорий КИЗЕЛЬ ЭКСЛИБРИС в собрании ~аучной библиотеки Тверского государственного университета Экслибрис (называемый также книжным зна ком) - это специальная графическая сюжетно текстовая миниатюра, формально символизиру ющая в широком диапазоне книголюбие и книго владение, с традиционной информацией о вла дельце библиотеки (с помощью элементов художественной эмблематики). Название про исходит от латинского выражения <<ех libris>> ( <<ИЗ книг») , которое чаще всего присутствует в текстовой части этих миниатюр. На русских экслибрисах нередко есть и другие, близкие по смыслу, слова и выражения - <<из собранию>, <<библиотека ... >> и пр. Экслибрис - не случайное явление в книжном мире, не каприз библиофила или автора-графи ка. Его происхождение и история тесно перепле таются с историей книги. Мы привыкли считать книгу источником духовного обогащения, знания, мудрости, куль туры. И, как правило, забываем (или стесняемся вспомнить!), что она при всем этом вещь материальная. Над ее созданием трудились писатель, редактор, художник 1 полиграфисты (а некогда - переписчик), словом, люди разной профессии, так что книга имеет и соответству~ щее денежное выражение. Поэтому вскоре после появления первых книг владельцы их позаботи лись об утверждении своей собственности де факто. Так возник экслибрис в качестве знака книгомадения. Впервые появился он в библиотеке египетско го фараона Аменхотепа 111 (1410-1375 г.г. до н. э.) - в виде керамической дощечки, на которой вырезано имя владельца-фараона и краткое резюме содержания книги. Аналогичные <<Протоэкслибрисы» были и у ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 г.г. до н. э.), вла девшего одной из крупнейших библиотек древне го мира (около 50 тыс. глиняных клинописных табличек). В процессе эволюции книга предстает в виде папирусных, пергаментных, берестяных свитков. Даже с появлением книгопечатания долгое время существовала рукописная книга. И экслибрис существовал - рукописный, рисованный, в виде мастичного оттиска резной металлической пе чаткой и др. В России первым экслибрисом признан рукописный знак основателя библиоте ки Соловецкого монастыря игумена Досифея, обнаруженный сотрудником Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова Щедрина Н. Н. Розовым. Знак представляет большую букву <<С>>, куда вязью вписаны имя и сан Досифея'. И позже соловецкие книжники 7- 17.1 1 97 метили книги аналогичным · методом - <<доси феевским». До находки знака Досифея существовала устойчивая версия (строго говоря, она не опровергнута и сейчас), что предшественником русского экслибриса является так называемая <<вкладная записм - дарственная надпись на рукописной книге, которую жертвовали мона стырю или церкви (делали <<вклад») с целью замолить свои грехи или ради поминовения родителей; цель вклада указывалась в записи вместе с именем жертвователя, названием церк ви и годом. С изобретением книгопечатания в XV в. по явился печатный гравированный книжный знак, который наклеивался на внутреннюю сторону переплета книги. Ранние экслибрисы обычно представляли просто родовые гербы без текста; много позже владельцы стали украшать свои знаки декоративными элементами, девизами, добавлять свои имена. Некоторые владельцы оттискивали свои гербы (а также монограммы и даже полные имена) золотой краской на кожаных переплетах книг - это так называемые суперэкслибрисы. Одна ко они были весьма дорогим удовольствием и доступны были лишь состоятельным людям. А главное, довольно неудобны при воспроизведе нии. Поэтому с развитием библиотек супер экслибрис уверенно вытесняется печатным гра вированным знаком: значительно проще и де шевле оказалось ти rажировать экслибрис с ав торской доски на Gумаге в нужном количестве; полученные оттиски наклеивались на внутрен нюю сторону переплета или на форзац книги. Печатные экслибрисы появились в России в начале XVIII в. в книжных собраниях просвещенных деятелей и сподвижников Петра Великого - фельдмаршала Я. В. Брюса, лейб медика царя Р. К. Арескина (гербовые знаки) и действительного члена Верховного тайного совета князя Д. М. Голицына (знак шрифтовой). Новейшими исследованиями установлено, что несколько ранее (около 1698 г.) был выполнен экслибрис ближайшего соратника Петра Велико го генерал-адмирала Франца Лефорта. Однако не сохранилось никаких сведений о ха рактере и составе его библиотеки. Гербовые и изящные вензелевые знаки охотно применялись книговладельцами России. Их по степенно вытесняют сюжетные знаки. А с не уклонно развивающимся процессом демократи зации владельцев библиотек происходит и суще ственное опрощение знаков: все больше экслиб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1