Тверская старина, № 4 1994 г.

РЕIJЕНЗИИ. ЛИТЕРАТVРНАЯ I<РИТИI<А Евгений КАРАСЕВ Запахи древних медов (Заметки по поводу новой книги В. Камянского <<Цветок Руси>>). о своемуобыкновенmо, зна­ комство с кншойя начинаю с листания страниц, вычи­ тываю наугад попавшиеся фразы, предложения. И по ним сужу, из какого языко­ вого материала строит писа­ тель свой дом, стоит ли мне в нем поселяться пусть и не надолго, всего лишь на вре­ мя чтения. Если это бетон­ ные плиты, а то и целые блоки, потоком сходящие с конвейерадомостроигельно­ го комбината, то сооруже­ ние не для меня . Ия отодви­ гаю о~с, какие бы жгучие проблемы в нем ни подни­ мались. Но еслиязык автора пахнет стругаными бревна- ми, угольком кузницы, пьmьюдорог, хлоркой гостиничного белья, то есть самой жизнью, я обращаюсь к началу книги и, как ныряльщик, с головой ухожу в ее неведомую глубину. Имея вот такую особин­ ку в подходе клитературному произведению, я полистал попавшуюся мне ненароком скром- 98 но изданную книгу. Не обратив внимания ни на заглавие, ни на имя автора, я по привычке торкнулся в одну, в другую страницу. И туг .. . Как испеченную картошку из горячей золы, я выхватьmал фразу за фразой и, каза­ лось, обжигаю пальцыжаркими взаправдаш­ ними клубнями. <<Князь Старицкий, Владимир Андрее­ вич, поднялся с лавки, повернулся к иконам и перекрестился , зло тыча перстами в морщи­ нистый лоб, в живот и плоские плечи, и опять сел, вздохнув угнетенно ... ». <<Он видел верх­ нюю половину Евангелия, костлявую, с чер­ ными тенями вздувшихся жил руку царя на освещенной странице, позолоченный огонь­ ком клокрусой бороды и колючий блик света на кончике ястребиного носа». Ошеломленный, все еще не верящий, я с жадной торопливостью продолжал листать книжку. << ... круг света распльmался книзу, и на черный бархат царской скуфьи натекало жел­ тое пятно». Или вот еще мазок - борода воеводы: <<широкая, как просяной веник», живот того же воеводы: <<огромный, будто квашня». Передо мной бьmарепинская живопись,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1