Тверская старина, № 4 1994 г.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ богословскую залу, но и всех наставников. Про поведи у о. ректора никогда не залеживались. Каждый проповедник накануне дня, назначен ного для произнесения проповеди, обязан был явиться к ощу ректору с проповедью. Здесь сам о. ректор слушал его проповедь и судил, как составлена проповедь и как она произносится. При оценке проповеди он обыкновенно давал меткие и ясные суждения о ней и иногда подвер гал нестарательных проповедников своеобраз ному наказанию . Заметив, например, слишком общий и отдаленный от предмета приступ в проповеди или рассуждении, он, бывало, шутли вым тоном скажет ученику: «Вот тебе нужно от семинарии идти в собор, а ты вместо того, чтобы идти туда прямо, пошел сперва в заволжскую часть, потом в затверецкую, далее в городовую и наконец пришел в собор, обошедши уже Тверь. Таков точно и твой приступ к проповеди)). «Вот и ты три, а может быть, и четыре ночи удил, но почти ничего не выудил)) , - сказал он однажды ученику, подавшему сIШсанную проповедь. А если проповедь была уж слишком дурна, то, бывало , П?зовет служителя, велит ему принести стакан полынного настоя и дать ученику, сочи нившему худую проповедь. Когда заметит, что ученик пьет полынь, поморщиваясь, шутливо скажет ему: «Вот точно так же горька для чита ющего и наIШсанная тобой проповедь)). За удач но составленную проповедь он часто награждал учеников пятью, десятью рублями. Экзамены Афанасий проиЗ'Водил особен ным образом . Он не спрашивал каждого ученика порознь и устно, а пришедши в класс, предлагал первый вопрос : кто на все? То есть кто готов отвечать на все билеты, на которые разделен весь курс или весь отдел пройденного . Почти все ученики вставали. Это значило, что все ученики могут отвечать на все. «Отлично, хорошо, сади тесм, - отвечал ректор и тотчас же давал тему для экспромта в классе. Ученики принимались за умственную работу, и кто скорее напишет, тот сейчас же и выходит к о. ректору читать свой экспромт и получает верную оценку своему тру ду. «Кто еще наIШсал?)), - спрашивает о. ректор . И кто наIШсал, тот выходил и читал. Работа была быстрая, воодушевлявшая учеников. Особенно для первых учеников эта работа была щекотлива: нужно было пред целым классом доказать, при о. ректоре и профессоре, что ты недаром ЗаIШсан в числе первых, - нужно было поддержать честь класса, честь профессора, честь свою. О. ректор умел возбуждать соревнование. Если было два или три параллельных отделения , он, возбуждая ревность в учениках того отделения, где шел экзамен, начнет говорить: «Вот в том отделении отлично отвечали и IШсали экспромты; а я им 9 отвечал : «хорошо-то хорошо, очень хорошо, а может, в том отделении будет еще лучше . Я указывал на вас ; смотрите же)) . И ученики рва лись изо всех сил. Нередко о . ректор , обрадован ный прекрасным экспромтом, тут же, в классе, давал деньm тому ученику, который читал эк спромт: «Отлично, хорошо! Постой: на-тебе ... - Ректор вынет из пазухи портмоне и даст ему пять или десять рублей. - Это тебе на сюртук, или на жилетку, или на сапоm)), - скажет он при этом. В то время, когда вызвавшиеся отвечать на все занимались экспромтом, о. ректор вызывал к себе для устных ответов последний десяток, или хвост, класса. Нередко из этого десятка вызыва лись отвечать на все, но вызывались не потому, чтобы они знали все, а для того, чтобы, заявив ши, что они могут отвечать на все, тем са.мьrм избавиться от ответа устного и наIШсать хоть плохонький экспромт. Но такие проделки не редко кончались очень плохо для них. О. ректор по голосу, по физиономии, по всем приемам такого хитреца заметит, что он обманывает на чальство, вызовет его к столу и заставит взять билет и уличит его во лжи и обмане. «О, ты лжец! Иди на кухню!)) . На кухне обыкновенно ожидали виновного розm. Ректор Афанасий не боялся уронить свой авторитет близкими сношениями с учениками ; напротив, даже стремился к таким отношениям . Особенно же шутливый и веселый характер его высказывался во время так называемых рекреа ций, бывавших в те времена. Здесь он являлся вполне как отец с детьми, дозволял себе шутить с учениками и принимал участие в их играх. Ученики в это время могли резвиться как хотели; впрочем, наблюдалось, чтобы резвость была бла гопристойная . Хор семинарских певчих почти неумолкаемо пел концерты или духовные гим ны; светских же песен ни под каким предлогом не позволялось петь, хотя профессора и не раз упрашивали дозволить. Любовь ректора к ученикам сопровождала их даже в могилу в случае преждевременной смерти кого-л;ибо из них. Ни одного умершего в его время из учеников семинарии он не остав лял, чтобы не совершить самому над ним погре бального обряда и не проводить гроба его до моmлы; и все это старался сделать сколько воз~ожно величественнее через проводы его всеми учениками семинарии, произнесение про поведи и нескольких речей в церкви и при самой могиле. Совершать погребение никогда он не мог без слез. Таков был ректор Афанасий в своих отно шениях к ученикам во время служебной деятель ности в Тверской семинарии . Правда, не все его педагогические приемы оправдываются совре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1