Тверская старина, № 4 1994 г.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ме:нными требованиями педагогики; возбужде ние сильного соревнования между учениками, определение знаний некоторых учеников по гла зам и выражению лица, поголовные массовые наказания мы не можем уже признать вполне нормальными явлениями в деле воспитания, но существенная сторона его деятельности - его искренняя, не боявшаяся внешнего обнаруже ния любовь к ученикам - может всегда послу жить лучшим примером и для современных пе дагогов. Здесь тайна самого сильного и плодот ворного влияния на учеников. Из деятелей 60-х годов нельзя не отметить ректора Тверской семинарии, архимандрита Оrроча монастыря Серафима Протопопова, быв шего ректором в нашей семинарии с 1856 по 1866 год, ныне епископа Самарского и Ставрополь ского. Эrот многообразованный ректор много сделал для поднятия научного уровня Тверской духовной семинарии, побуждая наставников к самостоятельной деятельности по преподава нию наук в семинарии, и способствовал разви тию в учениках самоуважения, уничтожив уни зительные наказания для провинившихся (коле ностояния и др.) и рекомендуя всем наставни кам по возможности вежливое обращение со своими питомцам;и:; всеми мерами старался он также развить в учениках самостоятельность мышления. Семинария с благодарностью вспо минает его по этим сторонам ero деятельности. Подвигаясь все ближе и ближе к настояще му. времени, нельзя не остановиться на деятель ности в пользу семинарии покойного ректора Тверской семинарии, избранного корпорацией наставников в силу устава 1867 года. Он был ректором семинарии в течение восьми лет в период времени от 1872 г. по 30-е ноября 1880 г. Еще раньше был одним из выдающихся и даро витейших наставников, причем на его долю выпала первая постановка в семинарии нового предмета - педагогики и дидактики в связи с первоначальною обстановкою воскресной шко лы при семинарии. Александр Васильевич, став ректором, отдался благу родной для него семинарии всеми лучшими помыслами с;воей души. Семинария переживала при вступлении его в должность ректора нелегкую, хотя и пло дотворную эпоху перехода от старых поряд ков к порядкам устава 1867 года. Эrо дело осложнялось все увеличивавшимся недостатком средств на удовлетворение нужд семинарии по содержанию наставников и особенно учеников вследствие возросшей дороговизны жизненных припасов и вследствие уже раньше накопив шихся передержек против сметных назначений. Здания семинарии к этому времени обветшали вследствие недостатка своевременного ремонта, 10 и дело доходило до того, что иногда ученики и преподаватели должны были сидеть в классах в шубах и даже в шапках, так было в них холодно. Число учеников всегда отличавшейся МНОГОЛЮДСТВОМ семинарии ДОХОДИЛО ДО 0 558. Много было хлопот по содержанию их и наблю дению за их поведением при их разбросанности по всему городу. В таком далеко не отрадном положении перешла семинария под управление ·покойного ректора семинарии. Первою заботою его по принятии должности ректора было полное при менение к Тверской семинарии всех особеннос тей устава 1867 года по учебно-воспитательной части, выгодные стороны которых он вполне правильно оценивал. Дело было сложное и труд ное ввиду того, что Тверская семинария все еще не попадала в очередь преобразуемых семина рий и на нее все еще отпускались денежные средства согласно уставу 1814 года. Перед труд ностями этого дела долго отступал его предшес твенник, но покойный Александр Васильевич, в виду блага семинарии, . решился на это дело, несмотря на все его затруднения, и в 1874 году произошло разделение учеников по классам и отделениям согласно с новым уставом, и нача лось преподавание предметов семинарского курса согласно с новыми требованиями. Лучшие деятели из семинарской корпора ции, правда, дружно поддерживали его на этом пути; но много ли их было? Главною опорою его при всех трудностях этого дела был тогдашний архиепископ Тверской Филофей. Число учени ков семинарии, бывшее и до того времени дово льно значительным (в 1873 году 558), благодаря его доброте, боявшейся ЛИII1Ить мальчиков воз можности продолжать свое образование, вслед ствие чего он предпочитал принять в семинарию и держать в ней даже не особенно прилежного ученика в надежде его исправления, стало быс тро возрастать, так что в 1878 году оно дошло до 600; эта цифра с течением времени стала еще более возрастать, и ко времени оставления им службы в семинарии число учеников семинарии дошло до 739 человек. Епархиальное духовенст во, всегда с полной готовностью дававшее сред ства на параллельные отделения семинарии, было подавлено множеством расходов. Ввиду этого он решился просить Высокопреосвященного Евсе вия, архиепископа Тверского, ходатайствовать перед Святейшим Синодом о расширении шта тов Тверской семинарии и в виду ее многочис ленности принять на казенное содержание по три отделения в трех низших классах. Ходатай ство это было удовлетворено Святейшим Сино дом; тогда были вызваны новые наставники семинарии, и Тверская семинария стала вме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1