Тверская старина, № 4 1994 г.

ПОДВИ)КНИКИ Предлагаем вниманию читателей текст доклада о Палладии Роговском - первом русском докторе богословия и философии, ректоре Московской славяно­ греко-латинской академии, уроженце одной из вотчин Калязина монастыря Твер­ ской губернии. Доклад был сделан членом Тверской Ученой архивной комиссии А. А . Митропольским 7 апреля 1891 года на заседании комиссии . А . А. Митропольский использовал в нем некоторые сведения о П . Роговском , полученные, благодаря содействию новгородского губернатора А . Н. Мосолова, из Савва-Вишерского монастыря. Это копия жизнеописания Палладия, составленно­ го в 50-х годах послушником монастыря Николаем Утятиным. (Докладчик отмечает, что сама рукопись Утятина сохранилась к тому времени в весьма неисправном виде) . Также главные сведения о Палладии Роговском содержатся в поданной им в 1699 г . патриарху Адриану челобитной, которая напечатана в «Древней Россий­ ской Вивлиофике» и которою широко пользовался Утятин. Текст дан в современной орфографии, с незначительными сокращеНИSjМИ. А.А. Митропольский ПАЛЛАДИЙ РОГОВСКИЙ ак видно из надписи на трапез­ ной Московского Заиконоспас­ ского монастыря, Палладий ро­ дился в 1655 г. и умер 48 лет, т.е. в 1703 г. Утятин объясняет, что первоначальное имя его было Па­ вел, а фамилия Рогов. 1 Роговс­ ким же он назвался «в Вильне, когда уrаил пред иезуитами веру и свое мона­ шество». Вероятно, он принял фамилию от селе­ ния Рог, по обычаю, существовавшему в Поль­ ше. На основании того же источника можно закточить, что Павел Рогов принял постриже­ ние в Вишерском монастыре 2 потому именно, что происходил из одной местности с преподо­ бным Саввою, основателем Вишерского монас­ тыря. «Минув колико время, -,- говорит Палла­ дий в своей челобитной к патриарху Адриану, - пришел в царствующий град Москву» . Неизвес- 14 тно также, сколько времени он и здесь оставался; вероятно, недолго, так как назначенный в 1682 г. на вновь открытую Тамбовскую кафедру епис­ коп Леонтий, заметив молодого инока, взял его с собою на епархию и посвятил его в дьяконы. Но через два года сам Леонтий был лишен сана, и тогда Палладий снова вернулся в Москву; с разрешения патриарха Иоакима он поступил в школу, заведенную при Богоявленском монас­ тыре, где учителями были с 1685 г . известные ученые братья греки Лихуды, Иоанникий и Со­ фроний, завершившие свое образование в Паду­ анском университете. Чувствуя себя неудовлет­ воренным и, по собственным словам, «желая совершенного учения», Палладий решился бе­ жать за границу. Он последовательно учился в иезуитских школах Вильны, Нейссе в Силезии и Ольмюца в Моравии. В последнем городе он прослушал четырехгодичный курс, получил дип-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1