Тверская старина, № 4 1994 г.
подвижники лом и здесь же по требованию иезуитов из любви к науке «присягнул» латинству «не сердцем», как объясняет он в челобитной, «но едиными усты». Тем не менее жажда знания все еще не была удовлетворена: в 1692 г. он прибыл в Рим, где без затруднения поступил в греко-униатский колле гиум, входивший в состав общирной католичес кой пропаганды . В Риме прожил Палладий семь лет, изучая философию и богословие и священ нодействуя в находившейся при коллегиуме цер кви св. Афанасия Великого, сначала в сане дьяко на, а потом священника по рукоположению, · полученному от греко-униатского митрополита Онуфрия Македонского. В Риме Палладий окон чил курс блистательно, - «лавреатом», или, как он сам говорит, «восприял на голову венец, а на руку перстень, по свидетельству всех докторов поставлен доктором философии и богословия, что свидетельствуют листы, от них данные». Цель Палладия была достигнута, оставалось толь ко вернуться в отечество. Скрывая однако свое настоящее намерение, «доктор Роговский>> «бьет челом» папе Иннокентию XII оmустить его в униатские монастыри, находящиеся в Малорос сии, под властию короля Польского. Так как просьба Палладия совпадала с видами латинс кой пропаганды , то он был оmущен беспрепят ственно. По пути из Рима Палладий воспользо вался покровительством П.А. ГолицынаЗ, нахо дившегося в это время в Венеции, и благополуч но вернулся в Москву. Свое первое отречение от католической церкви он сделал еще в Венеции, исповедовав свое невольное отступничество пред митрополитом Филадельфийским Мелетием, ко торый и воссоединил его с Православною цер ковью, допустив даже и к служению с собою. Тем не менее патриарх Адриан, которому Палладий подал челобитную, потребовал от него вы:полне ния следующих условий: написать исповедание веры Восточной церкви, подробно описать свое пребывание на западе, в особенности же отступ ление от православия и принятие священничес- тва, определив себе по церковным законам нака зание, изложить все заблуждения Римской цер кви и произнести на них проклятье пред собором и народом. В 1699 г. Палладий Роговский был принят в церковное общение с оставлением в сане священника, а в следующем году назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, которая помещалась тогда в Заиконоспасском монастыре . Московская академия под управле нием Палладия, продолжавшемся четыре года, стала называться Славяно-латинскою или даже просто латинскою, что соответствовало переме не в ней характера преподавания, так как, естес твенно, Палладий вел дело образования в духе западных латинских школ. Из сочинений Палла дия, которых вообще немного\ особенного вни мания заслуживает та часть составленного им по требованию патриарха исповедания веры, кото рая содержит изложение и опровержение римс ких догматов; она по всей справедливости может быть названа первою у нас системою обличи тельного богословия по отношению к латинству. Тяжело далось «совершенное учение» пер вому русскому доктору богословия и филосо фии: пятнадцатилетние скитания по чужбине без всяких средств к жизни, невзгоды и лишения всякого рода, особенно же нравственные потря сения, неизбежные при двукратной перемене веры в то время, когда вероотступничество как в России, так и за границей каралось одинаково - сожжением на костре 5 , надорвали крепкую крестьянскую натуру Палладия Роговского и свели его безвременно в могилу. Немногими плодами им приобретенных знаний воспользо валась Россия; но она всегда будет полъзов~тъся великою силою ободряющего и увлекающего примера самоотверженной и непреодолимой любви к науке . Появление таких благородных энтузиастов, как Палладий Роговский, делает · понятным и возможным античный миф о Про метее, который, не страшась гнева богов, похи тил для людей священный огонь с неба. ПРИМЕЧАНИЯ 1. В Калязинском уезде есть селение Рог на р. Нерли, бывшее монастырское . 2. Савво-Вишерский монастырь, основанный в XV веке св. Саввою Кашинцем, сыном Ивана Васильевича Борозды, родоначальника древнего дворянского рода Бороздиных. В этом монастыре в XV в . жил св. Ефрем Перекомский, уроженец r. Кашина, тоже основатель монастыря Перекомскоrо, в 25 вер . от Новгорода . 3. Кн . П.А. Голицьm состоял в это время послом при Цесарском Венском дворе; в свите его были два брата 15 НарьШiкины, которые явились посредниками в сноше ниях Голицына с Роrовским и усиленно ходатайствова ли за него пред царем и патриархом . Эти подробности приведены в труде Утятина . 4. Сочинения Палладия Роrовскоrо разобраны в «Исто рии Московской академии• Смирнова . 5. По правилам Академии (§§ 13, 15, и 16) за измену отечественному православию полагалась казнь «без всякого милосердия да сожжеrся• .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1