Тверская старина, № 4 1994 г.

подвижники 29 декабря 1894 года в Осташкове умер активный член Тверской Ученой историко-архивной комиссии и Тверского губернского статистического коми­ тета протоиерей Владимир Петрович Успенский. К 100-летию со дня его кончины мы предлагаем вниманию читателей материал Л. Соколова, ранее опубликованный в журнале «Тверские епархиальные ведомости» 1895 г. Мате­ риал дан с небольшими изменениями. ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ УСПЕНСКИЙ 29-го декабря минувшего 1894 года после непродолжиrельной болезни на 71 -м году от ро­ ждения скончался в r . Осташкове протоиерей Преображенской церкви Владимир Петрович Ус­ пенский . Жизнь и деятельность таких людей, каким бьm протоиерей, вполне достойны сохранения в памяти потомства. По своему происхождению В . П. Успенский бьm сыном диакона села Завидова Ржевского уезда. В раннем школьном возрасте он лишился своего родиrеля. Будучи сиротой, Владимир Ус­ пенский, конечно, со всеми лишениями и подви­ гами сиротства и тогдашней учебно-воспитатель­ ной жизни, окончил полный курс в Тверской духовной семинарии и, отказавшись вследствие своих тяжелых обстоятельств от блага предстояше­ го ему академического образования, вышел с званием ~;:тудента. 13 октября 1845 года молодой студент Влади­ мир Успенский определен бьm учиrелем латин­ ского языка в низшее отделение Ржевского уез­ дного духовного училиша. За приисканием себе места учиrеля, по рассказам вдовы - жены его, дважды пешком и босиком ходил из Ржева в Тверь к ректору семинарии. Суровая школьная жизнь, исполненная всяких лишений и огорчений в связи с несомненно благотворным влиянием самой школы, настолько укрепила его волю и нравствен­ ное чувство, что новая свободная и самостоятель­ ная общественная жизнь нисколько не изменила его доброго ученического направления. Так назы­ ваемый «переход из школы в жизнь•> с его печаль­ ными увлечениями и ошибками остался совер­ шенно неизвестным учиrелю Владимиру Успен­ скому. При крайне ограниченном месячном жа­ ловании учителя низшего отделения, в каких-либо 6 - 7 рублей, он содержал еще при себе мать, а потом вскоре и сестру с тремя детьми: это ясно указывало на его личное самоотвержение. Здесь не может бьпь и речи о каких-либо удовольствиях, а только о лишениях. Протоиерей в бьпность свою учиrелем долго пил чай только по праздникам, да и то, по личному его выражению, жиденький, а в будни пил травку-мяту и зверобой. 16 На духовно-училищной службе он состоял 28 лет, из которых 15 лет инспектором Осташковско­ го духовного училиша. Своей ревностной службой он обратил на себя внимание начальства. Через два года службы он сделан бьm старшим учиrелем, а в половине четвертого года ему уже бьmо пору­ чено исправление должности инспектора ржевс­ ких духовных училиш, которую он и нес почти полный год, впредь до перемещения его в Осташ­ ковское духовное училише. Поводом к переходу в Осташковское учили­ ще для него служило одно неблагоприятное обсто­ ятельство, - растрата денежных сумм смотриrе­ лем Ржевского училища, из-за самовластия кото­ рого протоиерей как член комиссии по проверке денежных сумм едва невинно не потерял свое доброе имя и всю уже приобретенную им добрую служебную репутацию, не говоря уже о том, что ему в данном случае порядочно пришлось лично поплатиться деньгами. В Осташковском духовном училише учиrельская служба В. П. Успенского шла так же успешно, как и в Ржевском духовном училище, хотя переход туда несколько замедлил для него движение по должности. Через два с половиной года ему поручено бьmо сначала ис­ правление должности инспектора и затем смотри­ теля училиша, а к концу пятого года службы он определен бьm инспектором училиша. Как учитель и инспектор протоиерей оставил по себе доброе имя. Из характерных особенностей преподавания заслуживает внимания способ преподавания За­ кона Божия. При методически аккуратном посе­ щении уроков он преподавал священную историю непосредственно по Евангелию . Такой способ преподавания свяшенной истории Нового Завета среди преобладавшего тогда порядка обучения - заучивания по книгам , несомненно , нужно при­ знать выдающимся и разумным нововведением . Как преподаватель греческого языка и русской гражданской истории протоиерей возбуждал в учениках к этим наукам особенную любовь, кото­ рая , по личному свидетельству их, не угасала в них во время дальнейшего их среднего и высшего образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1