Тверская старина, № 4 1994 г.
подвижники 29 декабря 1894 года в Осташкове умер активный член Тверской Ученой историко-архивной комиссии и Тверского губернского статистического коми тета протоиерей Владимир Петрович Успенский. К 100-летию со дня его кончины мы предлагаем вниманию читателей материал Л. Соколова, ранее опубликованный в журнале «Тверские епархиальные ведомости» 1895 г. Мате риал дан с небольшими изменениями. ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ УСПЕНСКИЙ 29-го декабря минувшего 1894 года после непродолжиrельной болезни на 71 -м году от ро ждения скончался в r . Осташкове протоиерей Преображенской церкви Владимир Петрович Ус пенский . Жизнь и деятельность таких людей, каким бьm протоиерей, вполне достойны сохранения в памяти потомства. По своему происхождению В . П. Успенский бьm сыном диакона села Завидова Ржевского уезда. В раннем школьном возрасте он лишился своего родиrеля. Будучи сиротой, Владимир Ус пенский, конечно, со всеми лишениями и подви гами сиротства и тогдашней учебно-воспитатель ной жизни, окончил полный курс в Тверской духовной семинарии и, отказавшись вследствие своих тяжелых обстоятельств от блага предстояше го ему академического образования, вышел с званием ~;:тудента. 13 октября 1845 года молодой студент Влади мир Успенский определен бьm учиrелем латин ского языка в низшее отделение Ржевского уез дного духовного училиша. За приисканием себе места учиrеля, по рассказам вдовы - жены его, дважды пешком и босиком ходил из Ржева в Тверь к ректору семинарии. Суровая школьная жизнь, исполненная всяких лишений и огорчений в связи с несомненно благотворным влиянием самой школы, настолько укрепила его волю и нравствен ное чувство, что новая свободная и самостоятель ная общественная жизнь нисколько не изменила его доброго ученического направления. Так назы ваемый «переход из школы в жизнь•> с его печаль ными увлечениями и ошибками остался совер шенно неизвестным учиrелю Владимиру Успен скому. При крайне ограниченном месячном жа ловании учителя низшего отделения, в каких-либо 6 - 7 рублей, он содержал еще при себе мать, а потом вскоре и сестру с тремя детьми: это ясно указывало на его личное самоотвержение. Здесь не может бьпь и речи о каких-либо удовольствиях, а только о лишениях. Протоиерей в бьпность свою учиrелем долго пил чай только по праздникам, да и то, по личному его выражению, жиденький, а в будни пил травку-мяту и зверобой. 16 На духовно-училищной службе он состоял 28 лет, из которых 15 лет инспектором Осташковско го духовного училиша. Своей ревностной службой он обратил на себя внимание начальства. Через два года службы он сделан бьm старшим учиrелем, а в половине четвертого года ему уже бьmо пору чено исправление должности инспектора ржевс ких духовных училиш, которую он и нес почти полный год, впредь до перемещения его в Осташ ковское духовное училише. Поводом к переходу в Осташковское учили ще для него служило одно неблагоприятное обсто ятельство, - растрата денежных сумм смотриrе лем Ржевского училища, из-за самовластия кото рого протоиерей как член комиссии по проверке денежных сумм едва невинно не потерял свое доброе имя и всю уже приобретенную им добрую служебную репутацию, не говоря уже о том, что ему в данном случае порядочно пришлось лично поплатиться деньгами. В Осташковском духовном училише учиrельская служба В. П. Успенского шла так же успешно, как и в Ржевском духовном училище, хотя переход туда несколько замедлил для него движение по должности. Через два с половиной года ему поручено бьmо сначала ис правление должности инспектора и затем смотри теля училиша, а к концу пятого года службы он определен бьm инспектором училиша. Как учитель и инспектор протоиерей оставил по себе доброе имя. Из характерных особенностей преподавания заслуживает внимания способ преподавания За кона Божия. При методически аккуратном посе щении уроков он преподавал священную историю непосредственно по Евангелию . Такой способ преподавания свяшенной истории Нового Завета среди преобладавшего тогда порядка обучения - заучивания по книгам , несомненно , нужно при знать выдающимся и разумным нововведением . Как преподаватель греческого языка и русской гражданской истории протоиерей возбуждал в учениках к этим наукам особенную любовь, кото рая , по личному свидетельству их, не угасала в них во время дальнейшего их среднего и высшего образования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1