Тверская старина, № 4 1994 г.
подвижники Как на доказательство плодотворного влия ния учебно-воспитательной деятельности протои ерея можно указать на то обстоятельство, что служба его совпадает с одним из плодотворных по своим последствиям периодом жизни Осташков ско'го духовного училиша. Из даровитых учеников этого периода жизни училиша немало вышло почтенных лиц 1 , и многие из учеников, закончив ших свое образование в училише, занимают те перь хорошие должности. Успехи школы всегда являются плодом общего воздействия всей ее корпорации на наличные силь1 учащихся, й, ко нечно, бьmо бы гру бою ошибкою припи сывать все успехи школы одной личнос ти. Но что протоие рей как учитель и ин спектор принимал не маловажное участие в процессе ученическо го развития - об этом свидетельствует отно сительно быстрое его движение по службе и непосредственное свидетельство началь ства. шил принять священство и уже ждал только при звания Божия. На освободившееся священничес кое место при Осташковской градской Преобра женской церкви, на которое он подал прошение о своем определении, преосвященный Филофей оп ределил одного полкового священника, но тот умер по дороге к своему новому месту служения. Второй избранник владыки, заслуженный свя щенник из ближайшего к Осташкову села Новый Елец И.А. Грязной, вследствие быстро развившей ся тоски по сельской жизни через неделю пере просился у владыки на старое место. Тогда все По ревизии учи: лища 1857 года за усер дное преподавание вверенных ему пред метов и внимательное наблюдение за пове дением учеников объ явлена ему благодар ность Тверского семи нарского правления. Все замечательные лица, бывшие учени ки В.П. Успенского, при посещении г. Ос ташкова считали своей В.П. Успенский родные и знакомые принуждали протоие рея В.П. Успенского вторично просить у владыки того же свя щеннического поста, но он решительно от клонил от себя их тре бование и, к удивле нию всех, преосвя щенный Филофей оп ределил его теперь в священники к храму Преображения Гос подня. Как бы самим промыслом опреде ленный к этому храму на священническое служение, В.П. Успен ский крепко держал ся указанной ему Бо гом паствы и святыни и, несмотря на быв шие сильные искуше ния перейти на более видные и выгодные места, весь свой 26-летний период свя щенства посвятил на служение одному хра му Божию. И Бог на обязанностью навещать его, бывшего своего учи . теля и воспитателя, что может служить свидетель ством об его учебно-воспитательном достоинстве. 1 декабря 1868 года, на двадцать четвертом году училищной службы, В.П. Успенский произ веден бьm преосвященным Филофеем во священ ники к Преображенской градской церкви. При скудном материальном обеспечении в то время училищной службы такое позднее принятие свя щенства ясно указывает на внутреннюю борьбу относительно принятия им священного сана как на выражение его благоговейного настроения. Первым и главным моментом этой борьбы, как говорят, бьm вопрос об избрании самого рода жизни, мирского или иноческого. Решив первый вопрос, сделавшись семьянином, протоиерей ре- 2- 1809 17 градил это пастырское усердие. Несмотря на свое позднее принятие священства, он успел воспитать в духе православной веры и благочестия целое молодое поколение, начиная от купели крещения до благодатного священия его семейной жизни, а отцов и матерей этого поколения, укрепив в вере и надежде на милосердие Божие, напутствовал в жизнь вечную, так что _ в своей пастве сделался вполне родным пастырем. В своей пастырской деятельности протоие рей отличался всегдашним благоговением, полной покорностью уставам Православной церкви - до принятия странных и убогих в доме своем. В приемах общественного · обращения протоиерей отличался отсутствием надменности, спокойстви ем речи и скромностью. Таким пастырским паве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1