Тверская старина, № 4 1994 г.

.JIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII -roi---- ~~-==== =г□1-~~~~ -L!:::::!J----- ,111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111.. -----roi= ====-~i ~~~~:....roi: -----L!::::!J- 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111r Василий Пуцко ПРЕПОДОБНЫЙ ПИЛ ОСНОВАТЕЛЬ СТОЛОБЕНСКОЙ ПУСТЬIНИ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ИКОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 3 Жития преподобного Нила Столобенского известно, что его первый образ был написан иконописцами, монахами Ор­ шинского монастыря Иовом и Нифонтом на основании рас­ спросов видевших его людей. На :житийной иконе начала XVIII в . в одном из клейм представлены эти иноки-ико­ нописцы с поrрудным изобра­ жением столобенского под­ вижника, а в сопроводитель­ ной надписи дано следующее пояснение: «Преподобный иt;ромонах Иов и написа образ преподобного Нила, положи­ ша на образ алифу, и осветися икона, яко солнце сияше• 1 • Вряд ли стоит сомневаться в том, что в указанной компози­ ции воспроизведен реально су­ ществовавший надгробный портрет Нила, кстати, типологически схожий с известными изображения­ ми Ивана Грозного, Феодора Иоанновича и князя М. В. Скопина-Шуйского. Однако позже получила широкое распросrранение сложная композиция, пред­ полагающая фигуру Нила у архитеК'I)'рного ансамбля пустыни., расположенной на острове Столобном на Селигере. То есть образ Нила осмыслен как личность 20 основателя монастыря, хотя в действительности он лишь прожил 27 лет на острове и скончался в 1555 г. Только около 1580 г. пришел сюда из Никольского Рожковского монасть~:ря иеромонах Герман , соста­ вивший, по рассказам окрестных жителей, записки о жизни и чудесах Нила 2 • К началу XVII в. стояла уже деревянная церковь Богоявления; в 1622 г. бьmа поставлена Покровская церковь, и, конечно, сущес­ твовали иные постройки 3 • Сохранилосьдостаточное количество икон XVII- XIX вв., позволяющих довольно обстоятельно про­ следить эволюцию как деревянного, так и более позднего каменного комплекса монасть~:рских пос­ троек, и это отчасти уже сделано• . Собственно, этапы строительства монасть~:ря в основном и привлекали к себе внимание, поскольку в указанных композициях они документированы весьма достоверно . На иконах XVII в. Нил Столобенский чаще всего представлен в правой части композиции, у деревянного храма, одетым в схимнические одежды и обращенным в молении к облачному Спасу. На иконах XVIII в. фигура схимника смещена в левую часть иконопис­ ного пространства, иногда на голове куколь, а над монасть~:рским ансамблем обычно четверо ангелов возносят барочный картуш с изображением Богояв­ ления; в XIX в . встречается картуш более упрощен­ ной формы, поддерживаемый двумя парящими анге­ лами. Таковы в самых общих чертах особенности иконной схемы, представляющей Нила как основате­ ля Столобенской пустыни. Хотя большинство из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1