Тверская старина, № 4 1994 г.

ИЗ ДУХОВНОЙ COKPOBИIIJHИIJЫ сохранившихся произведений созданы в самом мо­ настыре или его ближайших окрестностях, где также вырезали пользовавшиеся не меньшей популярностью деревянные раскрашенные фигурки погруженного в молитву Нила Столобенского, - они соответствуют типологии, утвердившейся в русском иконописании XVII-XVIII вв. Это схема, наглядно показывающая роль того или иного подвижника как основателя определенного монастыря. Насколько можно судить , известный ныне изо­ бразительный материал входил в научный обиход преимущественно в связи с интересом к иконогра­ фии русских святых и к деревянной архитектуре северных монастырей. В частности, такбылиопубли­ кованы иконы второй r:rоловины XVII и первой половины XVIII вв. Алек­ сандра Ошевенского с мо- · настырем 5 , а также воспро­ изведены изображения иных подвижников 6 • Ког­ да же такие композиции появляются в русском ико­ нописании? стенописях с портретами ктиторов 14 • Он встречается, в частности, в ктиторской фреске новгородской Ус­ пенской церкви на Волотовом поле (около 1370 г. ) 1 5 . Затем сохраняется в XVI в. на Балканах, что доказы­ вают стенописи в Будисавцах (1568 г. ) и Троицы Плевальской (1594-1595 rr.), переходит в XVII в. (Ломница, 1607-1608 r .r .) 16 и, наконец, доживает на Афоне до XVIII-XIX вв.17 Но основателей монасты­ рей, подвижников, изображали также в молитвенном предстоянии, как, к примеру, на иконе Богоматери Печерской-Свенской, вьшолненной в конце XIII в . , но повторяющей композицию утраченного оригина­ ла конца XI в 18 • С учетом сказанного нетрудно понять разнообразие схем, отличающих ранние изображе- ния Зосимы и Савватия Со­ Византийская иконо­ писная традиция вырабо­ тала выразительный и вмес­ те с тем лаконичный образ святого монаха-подвижни­ ка, запечатленного в мо­ литвенном предстоянии. Примером может служить вьmолненная в XII в. ико­ на Евфимия Великого в мо­ настыре св. Екатерины на Синае 7 • Вместе с тем в ми­ ниатюрах Менология Ва­ силия II, созданных около 985 г. (Рим, Библиотека Ватикана, гр. 1613), мно­ гие святые изображены на фоне архитектурных кулис, судя по их разнообразию, Преп. Нил Столобенский. Икона середины XVII в . ловецких: то они предсто­ ят Троице (икона из мес­ тного ряда иконостаса Пре­ ображенского собора Со­ ловецкого монастыря , 1550-1560 гг.)19, то вместе с припадающими иноками молитвенно простирают руки к Богоматери (икона Успенского собора Мос­ ковского Кремля, 1542 г.)2°; в некоторых случаях воз­ никает иллюзия, что они держат модель монастыря, и только положение рук указывает на то, что препо­ добные молятся о своем монастыре (икона из Бо­ рисоглебского монастыря под Ростовом, первая поло­ вина XVII в. ) 21 . Существует также несколько вариан­ тов изображений самого Соловецкого монастыря, с фигурами преподобных 22 . На рубеже XVI-XVII вв. в московских (а возможно, и Москва, музей «Коломенское». явно имевших сходство с реально существовавшими сооружениями 8 • Однако позже все чаще и в книжной иллюстрации встречает­ ся нейтральный фон 9 • О том, насколько оказалась устойчивой в русском иконописании комниновская схема, можно судить по иконе Варлаама Хутьшского, московского письма конца XVI в., представленного в молении к облачному Спасу 10 , или иконе Макария Унженского, строгановских писем (после 1619 г.) 11 • Точно так же изображены Дионисий и Амфилохий Глушицкие в среднике житийной иконы XVII в . 12 Существовала в византийском искусстве ико­ нографическая формула и для изображения ктитора, обычно подносящего Христу, Богоматери либо свя­ тому, в честь которого им сооружен храм, модель этой постройки. Именно так представлен епископ Евфра­ зий в композиции апсидальной мозаики ( окало 550 г. ) воздвигнутой им базилики св. Мавра в Паренцо 13 • Эrот мотив присутствует во многих средневековых 21 провинциальных) иконо- писных мастерских явно осуществлялась интенсивная и радикальная перера­ ботка традиционных средневековых схем, вызванная необходимостью найти наиболее приемлемые изо­ бразительные средства для создания образов ново­ прославленных местных святых. В 1597 г. в новгородском Антониевом Рождес­ тво-Богородицком монастыре были открьrгы мощи его основателя, скончавшегося в 1147 г., и вскоре установлено ему празднование 23 • При подготовке к канонизации потребовалась переработка древнего жития, написанного учеником и преемником Анто­ ния Римлянина, священно-иноком Андреем, бьm­ шим игуменом этого монастыря в 1147-1157 rr. 24 Вскоре, около 1600 г. , появились и первые иконы. Одной из наиболее ранних принято считать прежде находившуюся в собрании А.С . Уварова 25 • На ней Антоний представлен в схиме, пльmущим по реке на камне, на фоне городской каменной стены; правой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1