Тверская старина, № 4 1994 г.
ИЗ ДУХОВНОЙ COKPOBИIIJHИIJЫ сохранившихся произведений созданы в самом мо настыре или его ближайших окрестностях, где также вырезали пользовавшиеся не меньшей популярностью деревянные раскрашенные фигурки погруженного в молитву Нила Столобенского, - они соответствуют типологии, утвердившейся в русском иконописании XVII-XVIII вв. Это схема, наглядно показывающая роль того или иного подвижника как основателя определенного монастыря. Насколько можно судить , известный ныне изо бразительный материал входил в научный обиход преимущественно в связи с интересом к иконогра фии русских святых и к деревянной архитектуре северных монастырей. В частности, такбылиопубли кованы иконы второй r:rоловины XVII и первой половины XVIII вв. Алек сандра Ошевенского с мо- · настырем 5 , а также воспро изведены изображения иных подвижников 6 • Ког да же такие композиции появляются в русском ико нописании? стенописях с портретами ктиторов 14 • Он встречается, в частности, в ктиторской фреске новгородской Ус пенской церкви на Волотовом поле (около 1370 г. ) 1 5 . Затем сохраняется в XVI в. на Балканах, что доказы вают стенописи в Будисавцах (1568 г. ) и Троицы Плевальской (1594-1595 rr.), переходит в XVII в. (Ломница, 1607-1608 r .r .) 16 и, наконец, доживает на Афоне до XVIII-XIX вв.17 Но основателей монасты рей, подвижников, изображали также в молитвенном предстоянии, как, к примеру, на иконе Богоматери Печерской-Свенской, вьшолненной в конце XIII в . , но повторяющей композицию утраченного оригина ла конца XI в 18 • С учетом сказанного нетрудно понять разнообразие схем, отличающих ранние изображе- ния Зосимы и Савватия Со Византийская иконо писная традиция вырабо тала выразительный и вмес те с тем лаконичный образ святого монаха-подвижни ка, запечатленного в мо литвенном предстоянии. Примером может служить вьmолненная в XII в. ико на Евфимия Великого в мо настыре св. Екатерины на Синае 7 • Вместе с тем в ми ниатюрах Менология Ва силия II, созданных около 985 г. (Рим, Библиотека Ватикана, гр. 1613), мно гие святые изображены на фоне архитектурных кулис, судя по их разнообразию, Преп. Нил Столобенский. Икона середины XVII в . ловецких: то они предсто ят Троице (икона из мес тного ряда иконостаса Пре ображенского собора Со ловецкого монастыря , 1550-1560 гг.)19, то вместе с припадающими иноками молитвенно простирают руки к Богоматери (икона Успенского собора Мос ковского Кремля, 1542 г.)2°; в некоторых случаях воз никает иллюзия, что они держат модель монастыря, и только положение рук указывает на то, что препо добные молятся о своем монастыре (икона из Бо рисоглебского монастыря под Ростовом, первая поло вина XVII в. ) 21 . Существует также несколько вариан тов изображений самого Соловецкого монастыря, с фигурами преподобных 22 . На рубеже XVI-XVII вв. в московских (а возможно, и Москва, музей «Коломенское». явно имевших сходство с реально существовавшими сооружениями 8 • Однако позже все чаще и в книжной иллюстрации встречает ся нейтральный фон 9 • О том, насколько оказалась устойчивой в русском иконописании комниновская схема, можно судить по иконе Варлаама Хутьшского, московского письма конца XVI в., представленного в молении к облачному Спасу 10 , или иконе Макария Унженского, строгановских писем (после 1619 г.) 11 • Точно так же изображены Дионисий и Амфилохий Глушицкие в среднике житийной иконы XVII в . 12 Существовала в византийском искусстве ико нографическая формула и для изображения ктитора, обычно подносящего Христу, Богоматери либо свя тому, в честь которого им сооружен храм, модель этой постройки. Именно так представлен епископ Евфра зий в композиции апсидальной мозаики ( окало 550 г. ) воздвигнутой им базилики св. Мавра в Паренцо 13 • Эrот мотив присутствует во многих средневековых 21 провинциальных) иконо- писных мастерских явно осуществлялась интенсивная и радикальная перера ботка традиционных средневековых схем, вызванная необходимостью найти наиболее приемлемые изо бразительные средства для создания образов ново прославленных местных святых. В 1597 г. в новгородском Антониевом Рождес тво-Богородицком монастыре были открьrгы мощи его основателя, скончавшегося в 1147 г., и вскоре установлено ему празднование 23 • При подготовке к канонизации потребовалась переработка древнего жития, написанного учеником и преемником Анто ния Римлянина, священно-иноком Андреем, бьm шим игуменом этого монастыря в 1147-1157 rr. 24 Вскоре, около 1600 г. , появились и первые иконы. Одной из наиболее ранних принято считать прежде находившуюся в собрании А.С . Уварова 25 • На ней Антоний представлен в схиме, пльmущим по реке на камне, на фоне городской каменной стены; правой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1