Тверская старина, № 4 1994 г.
ИЗ ДУХОВНОЙ COKPOBИIJJHИIJЫ у их ног архитектурных ансамблей. Стоит хотя бы соотнести иконы Космы Яхромского (+1492 г.) 38 и Тихона Калужского (+1492 г . ), самое раннее из сохранившихся изображений относится к концу XVIII в., а во второй половине XIX в . активно разра батывается композиция с фигурой подвижника в дупле дуба, на фоне Тихоновой пустьrnи . Во второй половине XVIII в. происходит своеобразная унифи кация схожих по обшей схеме икон, связанная с налаживанием их более широкого производства. В частности, это касается изображений Феодосия Те темского ( + 1568 г. ) 39 и Нила Столобенского : именно тех, где фигура схимника дана в сочетании с камен - ным ансамблем пустыни и возносимым ангелами медальоном с Богоявлением. В XIX в . появляются еще иконные композиции с изображениями основателей русских монастырей, заметно отличающиеся от описанной схемы, тоже с архитектурными ансамблями 40 . Но в какой мере они могут бьrгь сгруппированы в определенные серии - пока неясно. Тема основания монастыря в иконописании находила и иные решения. Достаточно вспомнить отличающуюся оригинальной композицией тверс кую икону середины XV в. с изображением коленоп реклоненного перед большим крестом Савватия Твер ского41 или не менее оригинальную греческую икону рубежа XVI-XVII В8. со сценой из жизни основателей монастыря на Хиосе 42 . Наконец, интересна своим сюжетом происходящая из окрестностей Трапе зунда икона XVIII в . с изображением основания монастыря Сумела выходцами из Афин Варна вой и Софронием, представленными здесь вместе с позднейшим настоятелем Христофором (641- 668) . По преданию, в этом монастыре хранилась Преп . Тихон Калужский. Икона конца XVIII в . Калуга, областной художественный музей. 23 одна из икон Богоматери, написанных апостолом Лукою, что также отражено в композиции4 3 • Архитек- . турный ансамбль, теперь уже не существующий, требует обстоятельного изучения. Даже эти три при веденные примера наглядно показывают, насколько трудно объединить столь разнохарактерные, темати чески сходные композиции. Понадобится еще нема ло времени, чтобы многие подобные привести в известность. Таков в самых общих чертах фон, на котором возникли и развивались иконы с изображением пре подобного Нила с основанной на месте его подвигов Столобенской пустынью. Присматриваясь к каждой группе упомянутых памятников христианского ис кусства со всем их своеобразием , все же никак нельзя отрешиться от мысли, что ш I и II каждом отдельном случае соста8ЛЯюТ f!еотдели\1ую •1с1сть общего целого. Церко8ные и культурные t:1 1ю и 11рактически легко преодолевали огромные географические пространст ва, политические и языковые барьеры. В результате вырабатывался тот исторический контекст, в рамках которого возникала внутренняя потребность запе чатлеть в различных местах христианского мира, на первый взгляд, незначительный и в локальном плане факт - основание того или иного монастыря. Однако люди прошлого расценивали его иначе: как новое благодатное место, освященное молитвой подвиж ника и уже в силу этого ставшее святьrм . Остров Столобный на озере Селигер стал одним из них . Преп . Антоний Римлянин . Икона начала XVII в. Москва, Государственная Третьяковская галерея .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1