Тверская старина, № 4 1994 г.

ИЗ ДУХОВНОЙ COKPOBИIJJHИIJЫ у их ног архитектурных ансамблей. Стоит хотя бы соотнести иконы Космы Яхромского (+1492 г.) 38 и Тихона Калужского (+1492 г . ), самое раннее из сохранившихся изображений относится к концу XVIII в., а во второй половине XIX в . активно разра­ батывается композиция с фигурой подвижника в дупле дуба, на фоне Тихоновой пустьrnи . Во второй половине XVIII в. происходит своеобразная унифи­ кация схожих по обшей схеме икон, связанная с налаживанием их более широкого производства. В частности, это касается изображений Феодосия Те­ темского ( + 1568 г. ) 39 и Нила Столобенского : именно тех, где фигура схимника дана в сочетании с камен - ным ансамблем пустыни и возносимым ангелами медальоном с Богоявлением. В XIX в . появляются еще иконные композиции с изображениями основателей русских монастырей, заметно отличающиеся от описанной схемы, тоже с архитектурными ансамблями 40 . Но в какой мере они могут бьrгь сгруппированы в определенные серии - пока неясно. Тема основания монастыря в иконописании находила и иные решения. Достаточно вспомнить отличающуюся оригинальной композицией тверс­ кую икону середины XV в. с изображением коленоп­ реклоненного перед большим крестом Савватия Твер­ ского41 или не менее оригинальную греческую икону рубежа XVI-XVII В8. со сценой из жизни основателей монастыря на Хиосе 42 . Наконец, интересна своим сюжетом происходящая из окрестностей Трапе­ зунда икона XVIII в . с изображением основания монастыря Сумела выходцами из Афин Варна­ вой и Софронием, представленными здесь вместе с позднейшим настоятелем Христофором (641- 668) . По преданию, в этом монастыре хранилась Преп . Тихон Калужский. Икона конца XVIII в . Калуга, областной художественный музей. 23 одна из икон Богоматери, написанных апостолом Лукою, что также отражено в композиции4 3 • Архитек- . турный ансамбль, теперь уже не существующий, требует обстоятельного изучения. Даже эти три при­ веденные примера наглядно показывают, насколько трудно объединить столь разнохарактерные, темати­ чески сходные композиции. Понадобится еще нема­ ло времени, чтобы многие подобные привести в известность. Таков в самых общих чертах фон, на котором возникли и развивались иконы с изображением пре­ подобного Нила с основанной на месте его подвигов Столобенской пустынью. Присматриваясь к каждой группе упомянутых памятников христианского ис­ кусства со всем их своеобразием , все же никак нельзя отрешиться от мысли, что ш I и II каждом отдельном случае соста8ЛЯюТ f!еотдели\1ую •1с1сть общего целого. Церко8ные и культурные t:1 1ю и 11рактически легко преодолевали огромные географические пространст­ ва, политические и языковые барьеры. В результате вырабатывался тот исторический контекст, в рамках которого возникала внутренняя потребность запе­ чатлеть в различных местах христианского мира, на первый взгляд, незначительный и в локальном плане факт - основание того или иного монастыря. Однако люди прошлого расценивали его иначе: как новое благодатное место, освященное молитвой подвиж­ ника и уже в силу этого ставшее святьrм . Остров Столобный на озере Селигер стал одним из них . Преп . Антоний Римлянин . Икона начала XVII в. Москва, Государственная Третьяковская галерея .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1