Тверская старина, № 4 1994 г.

ИЗ ДУХОВНОЙ COKPOBИIJJHИIJЫ крупной печати (Москва 1655 г.), в кожаном пере­ rшете. Из надписи на нем видно, что он пожертво­ ван был в Феодоровский монастырь святейшим Патриархом Никоном. 7165 (1657) года; триодь постная, напечатанная в Киево-Печерской лавре около 1640 г. Из надписи на ней видно, что она в 1732 г. по предписанию преосв. Феофилакта, архи­ епископа Тверского отдана была в Феодоровский монастырь. КОЛОКОЛА На колокольне собора находятся следующие 13 колоколов: Первый, или большой , в 1025 пудов 14 фунтов, слит в 1853 году при преосв. Гаврииле; второй в 500 пудов - в 1717 году при преосв. Варлааме; третий в 243 пуда - в 1753 г.; четвертый в 161 пуд - в 1666 г. при преосв. Иоасафе; пятый в · 300 пуд. - в 1737 при преосв. Феофилакте; шестой в 37 пуд. - в 1797 г.; седьмой - в 1754 г.; осьмой в 1629 г. слит по повелению царя Михаила Феодоро­ вича; девятый - без обозначения веса и времени лития; десятый - самый древний, малый колокол без обозначения веса. В надписи, на нем положен­ ной, сказано: «лит при благоверном царе Государе и Великом князе Иване в Твери св. Христову Богоявлению и св. Христовы мученицы Анаста­ сии». Остальные малые колокола без весу и без надписей. В третьем, или верхнем, ярусе колокольни устроены часы. Колокол, который означает число часов, имеет весу 60 пуд. и вылит в 1734 г. тщанием преосв. Вениамина, епископа Тверского. ПРИМ~ЧАНИЯ Антиминс - так у римлян называется стол, стоящий перед диастерией, а восточные христиане так называют плат, на котором можно совершать богослу­ жение и который заменяет престол; теперь на нем изображается положение Христа во гроб, и . в него влагается частица св. мощей. Письменные свидетельст­ ва об употреблении антиминса относятся к VIII в . , но предание свидетельствует об употреблении антиминса в первые века христианства; богослужения соверша­ лись обычно на гробах св. мучеников; если же не было гроба с мощами, то там была частица св. · мощей, зашитая в антиминс, который полагался на простом столе или ином предмете при совершении таинства. При устройстве новых церквей часто не хватало мощей, да и неудобно было перевозить с собой мощи на далекие расстояния,· на кораблях, на войне. При устро­ ении, совершении антиминсов произносились те же молитвы, что при освящении храмов (описание Симе.­ она Солунского). Чаще всего антиминсы полагались, очевидно, на неосвященных престолах, но возможны были случаи возложения антиминса на освященные престолы. В русской церкви антиминсы употреблялись, ве~ роятно, с введения христианства. Панагия - часть просфоры, изъятая на проско­ мидии в честь Божьей Матери, находилась в особом ящичке, который называется панагиаром и при чине возношения переносится в монастырь, в трапезную, для вкушения одной части до пищи трапезной, а другой после пищи этой . Позднее панагией называл­ ся сам панагиар, или ящичек, а впоследствии - в виде ящичка, или енколпия, с изображением на одной стороне Спасителя или Св . Троицы, а на другой - Божьей Матери. Панагией назывался нагрудный знак архиереев, внутри которого хранились иногда частицы мощей. Теперь панагия - небольшая круг­ лая икона Божьей Матери, которая как знак архиерей­ ского достоинства носится епископами на груди . Епитрахиль - одно из облачений священничес­ ких под фелонем, т. е . под ризою, на шею надеваемое, простирающееся до низу . Епитрахиль означает совер­ шительную и свыше сходящую благодать Св . Духа и что 30 подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и иерей, удостоив­ шись совершать таинство страданий Его. Без епитрахи­ ли иерею нельзя совершать ни одной службы . Если же необходимо совершить какую-либо службу, или мо­ литву, или крещение, или иное какое-нибудь священ­ ное моление, а епитрахили не найдется, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс, или обрывок веревки, или какое­ нибудь полотно и, благословив, надевает как епитра­ хиль и совершает службу. После этого вешь эта, полу­ чившая такое употребление, не должна уже считаться обыкновенной, но должна идти для употребления свя­ щенного. Митра - происхождение этого головного убора относится к глубокой древности. У римлян так назы­ вался женский головной убор в виде чепчика. У греков митра представляла собой широкую ленту, облегавшую вокруг голову; позади лента заканчивалась узлом с длинными концами . Такого рода повязку впоследствии стали носить христианские епископы. С течением вре­ мени (повязка) митра приняла форму шапки с откры­ тым верхом; переднюю часть ее стали украшать выши­ тыми рисунками. С XII в. митра принимает вид двуро­ гой короны и становится необходимой принадлеж­ ностью епископа . На Востоке митра (епископа) полу­ чила значение символа - ибо епископ служил образом царя - Христа. В России митра с 1667 года, со времени московского собора, дается также архимандритам, а с последнего времени и белому духовенству - протоп­ ресвитерам и протоиереям, но существует в России так называемая митра патриаршая, имеющая в отличие от обыкновенной сверху крест; митра патриаршая жалует­ ся по Высочайшему усмотрению лицам в сане не ниже митрополита . В. Ф. Владиславлев В статье использованы фотографии из книги Сали­ мова А.М. «Тверской Спасо-Преображенский собор•.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1