Тверская старина, № 4 1994 г.
ИЗ ДУХОВНОЙ COKPOBИIJJHИIJЫ крупной печати (Москва 1655 г.), в кожаном пере rшете. Из надписи на нем видно, что он пожертво ван был в Феодоровский монастырь святейшим Патриархом Никоном. 7165 (1657) года; триодь постная, напечатанная в Киево-Печерской лавре около 1640 г. Из надписи на ней видно, что она в 1732 г. по предписанию преосв. Феофилакта, архи епископа Тверского отдана была в Феодоровский монастырь. КОЛОКОЛА На колокольне собора находятся следующие 13 колоколов: Первый, или большой , в 1025 пудов 14 фунтов, слит в 1853 году при преосв. Гаврииле; второй в 500 пудов - в 1717 году при преосв. Варлааме; третий в 243 пуда - в 1753 г.; четвертый в 161 пуд - в 1666 г. при преосв. Иоасафе; пятый в · 300 пуд. - в 1737 при преосв. Феофилакте; шестой в 37 пуд. - в 1797 г.; седьмой - в 1754 г.; осьмой в 1629 г. слит по повелению царя Михаила Феодоро вича; девятый - без обозначения веса и времени лития; десятый - самый древний, малый колокол без обозначения веса. В надписи, на нем положен ной, сказано: «лит при благоверном царе Государе и Великом князе Иване в Твери св. Христову Богоявлению и св. Христовы мученицы Анаста сии». Остальные малые колокола без весу и без надписей. В третьем, или верхнем, ярусе колокольни устроены часы. Колокол, который означает число часов, имеет весу 60 пуд. и вылит в 1734 г. тщанием преосв. Вениамина, епископа Тверского. ПРИМ~ЧАНИЯ Антиминс - так у римлян называется стол, стоящий перед диастерией, а восточные христиане так называют плат, на котором можно совершать богослу жение и который заменяет престол; теперь на нем изображается положение Христа во гроб, и . в него влагается частица св. мощей. Письменные свидетельст ва об употреблении антиминса относятся к VIII в . , но предание свидетельствует об употреблении антиминса в первые века христианства; богослужения соверша лись обычно на гробах св. мучеников; если же не было гроба с мощами, то там была частица св. · мощей, зашитая в антиминс, который полагался на простом столе или ином предмете при совершении таинства. При устройстве новых церквей часто не хватало мощей, да и неудобно было перевозить с собой мощи на далекие расстояния,· на кораблях, на войне. При устро ении, совершении антиминсов произносились те же молитвы, что при освящении храмов (описание Симе. она Солунского). Чаще всего антиминсы полагались, очевидно, на неосвященных престолах, но возможны были случаи возложения антиминса на освященные престолы. В русской церкви антиминсы употреблялись, ве~ роятно, с введения христианства. Панагия - часть просфоры, изъятая на проско мидии в честь Божьей Матери, находилась в особом ящичке, который называется панагиаром и при чине возношения переносится в монастырь, в трапезную, для вкушения одной части до пищи трапезной, а другой после пищи этой . Позднее панагией называл ся сам панагиар, или ящичек, а впоследствии - в виде ящичка, или енколпия, с изображением на одной стороне Спасителя или Св . Троицы, а на другой - Божьей Матери. Панагией назывался нагрудный знак архиереев, внутри которого хранились иногда частицы мощей. Теперь панагия - небольшая круг лая икона Божьей Матери, которая как знак архиерей ского достоинства носится епископами на груди . Епитрахиль - одно из облачений священничес ких под фелонем, т. е . под ризою, на шею надеваемое, простирающееся до низу . Епитрахиль означает совер шительную и свыше сходящую благодать Св . Духа и что 30 подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и иерей, удостоив шись совершать таинство страданий Его. Без епитрахи ли иерею нельзя совершать ни одной службы . Если же необходимо совершить какую-либо службу, или мо литву, или крещение, или иное какое-нибудь священ ное моление, а епитрахили не найдется, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс, или обрывок веревки, или какое нибудь полотно и, благословив, надевает как епитра хиль и совершает службу. После этого вешь эта, полу чившая такое употребление, не должна уже считаться обыкновенной, но должна идти для употребления свя щенного. Митра - происхождение этого головного убора относится к глубокой древности. У римлян так назы вался женский головной убор в виде чепчика. У греков митра представляла собой широкую ленту, облегавшую вокруг голову; позади лента заканчивалась узлом с длинными концами . Такого рода повязку впоследствии стали носить христианские епископы. С течением вре мени (повязка) митра приняла форму шапки с откры тым верхом; переднюю часть ее стали украшать выши тыми рисунками. С XII в. митра принимает вид двуро гой короны и становится необходимой принадлеж ностью епископа . На Востоке митра (епископа) полу чила значение символа - ибо епископ служил образом царя - Христа. В России митра с 1667 года, со времени московского собора, дается также архимандритам, а с последнего времени и белому духовенству - протоп ресвитерам и протоиереям, но существует в России так называемая митра патриаршая, имеющая в отличие от обыкновенной сверху крест; митра патриаршая жалует ся по Высочайшему усмотрению лицам в сане не ниже митрополита . В. Ф. Владиславлев В статье использованы фотографии из книги Сали мова А.М. «Тверской Спасо-Преображенский собор•.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1