Тверская старина, № 4 1994 г.

ПАМЯТНИI<И ТВЕРСI<ОЙ АРХИТЕI<ТVРЫ. Валерий Курочкин ДЕРЕВЯННЬIЕ ЧАСОВНИ VII веке на верхневолжские земли проникают ильменские славяне . Раньше здесь безраз­ дельно господствовали финно-угорские пле­ мена меря и весь . В поисках более плодород­ ной земли и удачной торговли уже к IX-X вв. славяне колонизируют этот озерный край . Племена кривичей заселяют южные и восточ­ ные районы, а ильменские славяне - север­ ные и северо-восточные земли . Финны частично были отгеснены на север, а частично ассимилировались. Проникновение православия на Русь было возмож­ но , по мнению некоторых ученых, еще до 988 года, но осознавать себя христианами русичи могли, видимо, толь­ ко в третьем поколении. Вероятно, на Тверской земле в массовом сознании православие закрепилось не ранее чем во второй половине XI века. И, несмотря на это, христиан­ ство долгое время вынуждено было сосуществовать с язы­ чеством . Археологические раскопки курганов показывают, что сосуществование длилось до первой половины XIII века . Первое упоминание кафедры Тверской епархии от­ носится к 1271 году, хотя соседние земли были самостоя­ тельны уже в первой половине XII века . Протоиерей Григорий Первухин указывает на то, что распространение христианства на нашей территории преимущественно осу­ ществлялось из Великого Новгорода . Языческие святилища - ~хоромы» (~хоiю,> - круг, •хоровод,>) представляли, вероятнее всего, круглые откры­ тые сооружения, порой включавшие отдельные закрытые ПОС'IрОЙКИ - трапезные . Другие постройки язычников, по материалам археологии, - это навесы над жертвенными очагами и идолами, примитивные сооружения для хране­ ния ритуальных предметов. Интересную мысль высказал А.А. Щенников о возможности происхождения закрытых языческих храмов не до, а после крещения Руси под миянием христианских построек, которые порой исполь­ зовались для обеих религий одновременно, таким образом способствуя более легкому переходу от языческого •эк­ стерьерного» к христианскому ~интерьерному» ритуалу. Вездесущие духи, которым поклонялись язычники, имели тесную связь с явлениями природы . Поклонение этим темным божествам сопровождалось кровавыми жер­ твоприношениями, сильным огнем и дымом, что обычно требовалось для привлечения большого количества демо­ нических сил . Православные христиане считают, что Иисус 31 Христос указал для молитвы комнату, а молитву повелел совершать втайне, внушая, что Оrец Небес­ ный, видящий тайное, воздаст молящемуся явно . Наставление Господа о молитве послужило основа­ нием к назначению для молитвы в домах особой комнаты или части ее . Строились молельни и вне жилищ . Святые подвижники, удалившись в пустын­ ные места, в дебри лесов, устраивали себе для молит­ венных подвигов особые помещения . Но строитель­ ство даже небольшого помещения требовало време­ ни, тем более одному отшельнику. И, вероятно, первым сооружением все же становился деревянный крест. , Первым изображением такого креста на Твер­ ской земле является икона середины XVI века •Сав- \ Прорись с иконы середины XVI в . Савватий Тверской (Оршинский), 25,5 х 21. МиАР, Инв. N КП 1535.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1