Тверская старина, № 4 1994 г.
ПАМЯТНИI<И ТВЕРСI<ОЙ АРХИТЕI<ТVРЫ. Валерий Курочкин ДЕРЕВЯННЬIЕ ЧАСОВНИ VII веке на верхневолжские земли проникают ильменские славяне . Раньше здесь безраз дельно господствовали финно-угорские пле мена меря и весь . В поисках более плодород ной земли и удачной торговли уже к IX-X вв. славяне колонизируют этот озерный край . Племена кривичей заселяют южные и восточ ные районы, а ильменские славяне - север ные и северо-восточные земли . Финны частично были отгеснены на север, а частично ассимилировались. Проникновение православия на Русь было возмож но , по мнению некоторых ученых, еще до 988 года, но осознавать себя христианами русичи могли, видимо, толь ко в третьем поколении. Вероятно, на Тверской земле в массовом сознании православие закрепилось не ранее чем во второй половине XI века. И, несмотря на это, христиан ство долгое время вынуждено было сосуществовать с язы чеством . Археологические раскопки курганов показывают, что сосуществование длилось до первой половины XIII века . Первое упоминание кафедры Тверской епархии от носится к 1271 году, хотя соседние земли были самостоя тельны уже в первой половине XII века . Протоиерей Григорий Первухин указывает на то, что распространение христианства на нашей территории преимущественно осу ществлялось из Великого Новгорода . Языческие святилища - ~хоромы» (~хоiю,> - круг, •хоровод,>) представляли, вероятнее всего, круглые откры тые сооружения, порой включавшие отдельные закрытые ПОС'IрОЙКИ - трапезные . Другие постройки язычников, по материалам археологии, - это навесы над жертвенными очагами и идолами, примитивные сооружения для хране ния ритуальных предметов. Интересную мысль высказал А.А. Щенников о возможности происхождения закрытых языческих храмов не до, а после крещения Руси под миянием христианских построек, которые порой исполь зовались для обеих религий одновременно, таким образом способствуя более легкому переходу от языческого •эк стерьерного» к христианскому ~интерьерному» ритуалу. Вездесущие духи, которым поклонялись язычники, имели тесную связь с явлениями природы . Поклонение этим темным божествам сопровождалось кровавыми жер твоприношениями, сильным огнем и дымом, что обычно требовалось для привлечения большого количества демо нических сил . Православные христиане считают, что Иисус 31 Христос указал для молитвы комнату, а молитву повелел совершать втайне, внушая, что Оrец Небес ный, видящий тайное, воздаст молящемуся явно . Наставление Господа о молитве послужило основа нием к назначению для молитвы в домах особой комнаты или части ее . Строились молельни и вне жилищ . Святые подвижники, удалившись в пустын ные места, в дебри лесов, устраивали себе для молит венных подвигов особые помещения . Но строитель ство даже небольшого помещения требовало време ни, тем более одному отшельнику. И, вероятно, первым сооружением все же становился деревянный крест. , Первым изображением такого креста на Твер ской земле является икона середины XVI века •Сав- \ Прорись с иконы середины XVI в . Савватий Тверской (Оршинский), 25,5 х 21. МиАР, Инв. N КП 1535.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1