Тверская старина, № 4 1994 г.
ПАМЯТНИКИ ТВЕРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ватий Тверской (Оршинский)» , (музей А. Рублева), жившего в конце XIV - первой половине XV века (по недостоверным данным, умер в 1434 г. ) . Постриженник Оршина монастыря, по преданию, посетил Иерусалим, откуда вывез деревянный крест. На месте его водружения позд нее вырос Сретенско-Савватьев ский монастырь. Савватий Твер ской относился к местночтимым святым, и данных о его канони зации нет. Основным местом установ ки поклонных крестов были обо чины дорог. Это делалось, чтобы расположить прохожего к молит ве и напомнить путникам, что Господь есть самый благой, ис тинный путеводитель, что он помощник в наших делах . Позже для удобства молящихся, защи ты их от непогоды или жары во время молитвы над крестом ста ли делать навес и окружать крест стенами . При кресте также ста вили иконы. Крест укрепляли в срубце из трех венцов, но не -:; · .. :-r·, бревенчатом, а брусяном, рубленном в углу без выпус ков, «в лапу» . Над крестом - небольшая кровля. Общей композицией такое сооружение отдаленно может напо минать, вероятно, языческую постройку. Таким же об разом, доказывает А.В . Иконников, языческие и ран нехристианские надмогильные «домовины>> эволюцио нировали в надмогильные столбики - символы храмов. Последние сходны со столбиками-часовнями - соору жениями, христианскими по символике, но язычески м~ по своей ритуальной роли, т.е. рассчитанными на отправление религиозных обрядов на откры- том воздухе . Не случайно часовни называли «бо жонками,>, «божницами», образа - «бога ми» . Народ, еще не совсем отвыкший от язычества, присваивал и священным пред метам христианства языческие названия . совня, отправляются послушником . Священник же вы зывается служить молебны, всенощное бдение и пани хиды, крестить новорожденных, отпевать усопших. Слу чалось, там иногда венчали браки . В часовне отправля- .·;,.с,: . .. .. , ....... . лись священником такие служ бы , в состав которых, кроме Ча сов, входят псалмы 101-й, 140-й, Единородный Сыне .. , Блажен ны .. , чтение Апостола и Еванге лия , Символ Веры , рядовые тро пари, Отче наш и, наконец, пса лом 33-й . Наступит Великий пост, в часовню собираются го вельщики слушать Утреню, Часы и Вечерню . Священник приез жает исповедовать и причащать запасными дарами. Такие часов ни строились в отдаленных не больших деревнях и назывались мирскими. Но также они _могли быть предвестниками построй ки церкви, ведь святой Иоанн Златоуст внушал: «Построй сна чала небольшой дом в виде хра- &<·94 ма, кто-нибудь после тебя пос- троит притвор, а другой после него прибавит еще что-нибудь, и таким образом 'тебе вменится все» . От монастырей, пустыней и церквей для сбора средств на постройку церкви у больших дорог ставили часовни с келейками; при путевых часовнях большей частью бывали колодцы, студенцы и родники, над которыми совершалось водоосвящение, их называли «водосвятными,>. Места прощания, разлуки нередко отмечались установкой креста или часовни и называ- лись «простью» или «прощею» . Часовням давались ' \ \ \ \ \ \ \ ' \ ' \ ' \ ' \ \ а 1 J ' , / / / ,; значения надгробных памятников и усыпаль ниц: они строились над могилами знатных особ . Чрезвычайные случаи являлись при чиной устройства «обетных» часовен . В жизни народа они имели большое значе ние; это места молитв и обетов, памятники веры и благочестия, нередко ознаменован ные церковными преданиями и истори ческими воспоминаниями, так что нельзя не обращать внимания на их происхожде ние, название и назначение. Считается, что клетские часовни яв ляются самым древним типом этого вида культовых сооружений, ведь действитель но, что может быть проще четырех стен с двумя скатами кровли, увенчанной крес том . Когда объем таких молитвенниц стал увеличиваться, тогда начали устанавливать на коньке небольшую главу с крестом . Автор этой статьи исследовал две тверские часовни, рассказ о которых пред лагает вниманию читателей . · Вообще молитвенные храмины име нуются часовнями от Часов. Часами обоз начают четыре чинопоследования церков ной службы , каждое состоит из трех псал мов, нескольких песнопений и молитв: час первый правится при самом начале дня, после утрени, час третий и шестой - перед литургией, а девять1й - перед вечерней . Богослужением первого часа (по нашему счету 6 утра) прославляется Светодавец, сотворивший день и озаривший нас светом дневным . В последовании третьего часа (по нашему счету 9 утра) воспоминается со шествие Святого Духа на апостолов. В шес той час (соответственно у нас 12 часов) Господь Иисус Христос волею распялся на кресте за грехи наши. В девятый (по наше му - 15 часов) Он предал дух свой Богу Отцу и сошествием во ад разрушил царство сатаны . Схематический разрез Одной из древних, сохранившихся до наших дней, является клетская пос тройка часовни святого Архистратига Ми хаила в далекой глухой деревне Максимов екая Удомельского района. После научно го исследования она перевезена из «непер спективного населенного пункта>> и отрес- Такие Часы с благословения священ ника прихода, к которому приписана ча- главы часовни святого Архистратига Михаила из д . Максимовская Удомельского района. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1