Тверская старина, № 4 1994 г.

ПАМЯТНИКИ ТВЕРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ватий Тверской (Оршинский)» , (музей А. Рублева), жившего в конце XIV - первой половине XV века (по недостоверным данным, умер в 1434 г. ) . Постриженник Оршина монастыря, по преданию, посетил Иерусалим, откуда вывез деревянный крест. На месте его водружения позд­ нее вырос Сретенско-Савватьев­ ский монастырь. Савватий Твер­ ской относился к местночтимым святым, и данных о его канони­ зации нет. Основным местом установ­ ки поклонных крестов были обо­ чины дорог. Это делалось, чтобы расположить прохожего к молит­ ве и напомнить путникам, что Господь есть самый благой, ис­ тинный путеводитель, что он помощник в наших делах . Позже для удобства молящихся, защи­ ты их от непогоды или жары во время молитвы над крестом ста­ ли делать навес и окружать крест стенами . При кресте также ста­ вили иконы. Крест укрепляли в срубце из трех венцов, но не -:; · .. :-r·, бревенчатом, а брусяном, рубленном в углу без выпус­ ков, «в лапу» . Над крестом - небольшая кровля. Общей композицией такое сооружение отдаленно может напо­ минать, вероятно, языческую постройку. Таким же об­ разом, доказывает А.В . Иконников, языческие и ран­ нехристианские надмогильные «домовины>> эволюцио­ нировали в надмогильные столбики - символы храмов. Последние сходны со столбиками-часовнями - соору­ жениями, христианскими по символике, но язычески­ м~ по своей ритуальной роли, т.е. рассчитанными на отправление религиозных обрядов на откры- том воздухе . Не случайно часовни называли «бо­ жонками,>, «божницами», образа - «бога­ ми» . Народ, еще не совсем отвыкший от язычества, присваивал и священным пред­ метам христианства языческие названия . совня, отправляются послушником . Священник же вы­ зывается служить молебны, всенощное бдение и пани­ хиды, крестить новорожденных, отпевать усопших. Слу­ чалось, там иногда венчали браки . В часовне отправля- .·;,.с,: . .. .. , ....... . лись священником такие служ­ бы , в состав которых, кроме Ча­ сов, входят псалмы 101-й, 140-й, Единородный Сыне .. , Блажен­ ны .. , чтение Апостола и Еванге­ лия , Символ Веры , рядовые тро­ пари, Отче наш и, наконец, пса­ лом 33-й . Наступит Великий пост, в часовню собираются го­ вельщики слушать Утреню, Часы и Вечерню . Священник приез­ жает исповедовать и причащать запасными дарами. Такие часов­ ни строились в отдаленных не­ больших деревнях и назывались мирскими. Но также они _могли быть предвестниками построй­ ки церкви, ведь святой Иоанн Златоуст внушал: «Построй сна­ чала небольшой дом в виде хра- &<·94 ма, кто-нибудь после тебя пос- троит притвор, а другой после него прибавит еще что-нибудь, и таким образом 'тебе вменится все» . От монастырей, пустыней и церквей для сбора средств на постройку церкви у больших дорог ставили часовни с келейками; при путевых часовнях большей частью бывали колодцы, студенцы и родники, над которыми совершалось водоосвящение, их называли «водосвятными,>. Места прощания, разлуки нередко отмечались установкой креста или часовни и называ- лись «простью» или «прощею» . Часовням давались ' \ \ \ \ \ \ \ ' \ ' \ ' \ ' \ \ а 1 J ' , / / / ,; значения надгробных памятников и усыпаль­ ниц: они строились над могилами знатных особ . Чрезвычайные случаи являлись при­ чиной устройства «обетных» часовен . В жизни народа они имели большое значе­ ние; это места молитв и обетов, памятники веры и благочестия, нередко ознаменован­ ные церковными преданиями и истори­ ческими воспоминаниями, так что нельзя не обращать внимания на их происхожде­ ние, название и назначение. Считается, что клетские часовни яв­ ляются самым древним типом этого вида культовых сооружений, ведь действитель­ но, что может быть проще четырех стен с двумя скатами кровли, увенчанной крес­ том . Когда объем таких молитвенниц стал увеличиваться, тогда начали устанавливать на коньке небольшую главу с крестом . Автор этой статьи исследовал две тверские часовни, рассказ о которых пред­ лагает вниманию читателей . · Вообще молитвенные храмины име­ нуются часовнями от Часов. Часами обоз­ начают четыре чинопоследования церков­ ной службы , каждое состоит из трех псал­ мов, нескольких песнопений и молитв: час первый правится при самом начале дня, после утрени, час третий и шестой - перед литургией, а девять1й - перед вечерней . Богослужением первого часа (по нашему счету 6 утра) прославляется Светодавец, сотворивший день и озаривший нас светом дневным . В последовании третьего часа (по нашему счету 9 утра) воспоминается со­ шествие Святого Духа на апостолов. В шес­ той час (соответственно у нас 12 часов) Господь Иисус Христос волею распялся на кресте за грехи наши. В девятый (по наше­ му - 15 часов) Он предал дух свой Богу Отцу и сошествием во ад разрушил царство сатаны . Схематический разрез Одной из древних, сохранившихся до наших дней, является клетская пос­ тройка часовни святого Архистратига Ми­ хаила в далекой глухой деревне Максимов­ екая Удомельского района. После научно­ го исследования она перевезена из «непер­ спективного населенного пункта>> и отрес- Такие Часы с благословения священ­ ника прихода, к которому приписана ча- главы часовни святого Архистратига Михаила из д . Максимовская Удомельского района. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1