Тверская старина, № 4 1994 г.
ПАМЯТНИКИ ТВЕРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ t f • ·r· Деревня Финдеряево Вышневолоцкого района. Деревня Житниково Лихославльского района. Деревня Давыдова Тверской области . один порядок - три дома по одну сторону дороги, три по другую . Эта постройка уже не похожа на те легкие соору жения народного зодчества, где преобладала фантазия древоделов над церковными канонами. Профессио ·нальная архитектура к началу XIX века , применяя ор дерные принципы, переносит их на любые строитель ные материалы, в том числе на дерево . Это противоре чило самому духу народного деревянного зодчества и особенно губительно сказалось на культовой архитекту ре. Поколебать древние традиции «помогли>> авторитет зодчих с мировым именем и вкусы просвещенной части общества . В часовне из деревни Финдеряево уже нет круглых бревен фасадов, их сменил гладко тесаный брус, срубленный в углах без выпусков, <<В лапу,> . Тради ционное каменное композиционное решение «восьме рик на четверике» сменило клетское строение . К срубу с востока примыкает пятигранная апсида для алтаря . Может быть, это все же маленькая церковь? Нет, доку менты -архива гласят об освящении именно часовни. Она была рублена, скорее всего, по заказу помещика . Через непродолжительное время стены сруба были дополни тельно обшиты тесом, что еще больше приблизило архитектурный облик деревянной постройки к камен ной . Не случайно в часовнях, которые не могут подобно храмам воздействовать на зрителя величием своего объ ема, а могут привлекать внимание лишь изяществом форм и выразительностью деталей, цвет играл столь -3' . j,I\! ~,; .,dlUШ~ ,.---.. -у j \~~,, ;:- ~'"'~ ~ .\'~1\' . . ' .!... ~ ;: = l;;;- 1W ; 1 i важную роль . И в этой часовне была выполнена тради ционная для классицизма покраска фасадов : белые наличники и известковая покраска· плоскостей стен охрой. Рассматривая приведенные рисунки тверских ча совен, можно сделать вывод, что часовни классифици руются так же, как и церкви : клетские , шатровые и выполненные по образцам каменных церквей, особен но в поздний период - конец XIX - начало ХХ века . Главным отличием часовни от церкви является их разница в размерах и отсутствие у часовен алтарной части . Сама часовня является вариантом церкви с упро щенным ритуалом службы, лишенной главной своей части - литургии. Вершиной развития архитектуры часовни является пристройка к ней алтаря и преобразо вание ее в церковь . Но были и обратные эволюционные процессы : по церковным канонам, в случае упраздне ния или снесения церкви ее престол не уничтожается , а обращается в часовенку . Наконец, известны часовни с имитацией алтарной апсиды, происхождение которых можно связать с желанием при преобразовании престо ла упраздненной церкви запечатлеть в облике культовой постройки главный элемент храма-предшественника, ради которого она и бьша создана. Возможно и другое объяснение: «ложный алтарь,> - маскировка храмов старообрядцев- беспоповцев под православную церковь в период обострения борьбы с церковным расколом в XIX веке. + Деревня Овинищи Весьегонского района. Деревня Твердяк~но Осташковского района. Деревня Малинники Старицкого района. з• 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1