Тверская старина, № 4 1994 г.

- ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ А. Вершинский НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII В. 1 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ТВЕРСКИХ ШКОЛ. 1. ОСКОВСКАЯ Русь не имела сети государственных школ·. Частные и монастырские учи­ лища были единственными очагами знания. Большинст­ во этих училищ были про­ стыми школами грамотнос­ ти, в которых учились читать и писать. Обычно сначала преподавалась азбука, потом читались часослов или псалтырь. Время обучения в массе случаев не могло быть продолжительным. Способные ученики оканчивали курс приблизи-· тельно в два года . Учебные пособия состояли из рукописных книг и тетрадей, господствовавших в XV - XVI вв. В следующем столетии появились и печатные изда­ ния. По приходо-расходным книгам Московского печатного двора видно, что в первой половине XVII в . азбука была отпечатана в течение 4-х лет 3 раза (1647-1651), в каждом случае с тиражом издания в 9600 экз., учебный часослов за 7 лет издавался 8 раз и учебный псалтырь - за 6 лет - 9 раз 2 • К этим пособиям с половины XVII в. добавилась граммати­ ка Мелетия Смотрицкого, напечатанная в Москве . в 1648 г. В Тверском крае существовали частные и монастырские школы. Источники не дают возмож­ ности установить количество училищ, но можно с уверенностью предположить, что все крупные мо­ настыри, расположенные в городах, имели школы этого типа. Из этих школ и выпши первые тверяки-уче­ ные П. Роговский и Л. Магницкий, своей деятель- ностью оставившие глубокий след в истории рус ­ . с.кого просвещения . Павел Роговский - крестьянин Калязинского монастыря - родился в 1655 г. Не довольствуясь полученным на родине образованием, он в 1685 г. поступает в школу при Богоявленском монастыре в Москве, где в то время преподавали питомцы Падуанского университета - братья Лихуды. Их преподавание пробудило в Роговском еще большее стремление к знанию. Московская Русь с ее уровнем культуры не могла удовлетворить его запросы. Он решился бежать за границу. Переме­ нив веру, он учится в иезуитских школах в Вильне, Нейссе (Силезия) и Ольмюце (Моравия) . В 1692 г. он добрался до Рима, где поступил в греко-униат­ ский коллегиум 3 • По окончании коллегиума он получил звание доктора богословия и философии . Взяв от западноевропейской культуры все, что она могла ему дать, Роговский с большими затруднени­ ями смог вернуться в Россию: два раза припшось ему отрекаться от католичества, пока представите­ ли московской церкви не убедились в искренности его раскаяния. В 1700 г. ~,н был назначен ректором Славяно­ греко-латинской академии в Москве 4 • Она пред­ ставляла высшую школу среди учебных заведений того времени . Роговский проводит реформу пре­ подавания в Академии, сближая ее учебный строй с известными ему западноевропейскими школами. Надломленный скитаниями и тяжелыми условия­ ми жизни, первый доктор философии в России безвременно сошел в могилу в 1703 г. · Современником Роговского был первый рус­ ский математик Л·.~. Магницкий (1669-1739) 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1