Тверская старина, № 4 1994 г.

ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ тверской крестьянин, уроженец пригородной Ос­ ташковской слободы. Получив первоначальное образование в Осташкове, Мапmцкий поступает в Славяно-греко-латинскую академию. По оконча­ нии ее становится преподавателем Московской навигационной школы и одновременно работает над составлением учебника арифметики, издает таблицы логарифмов, наблюдает над изданием карт и книг. Учебник Мапmцкого был книгой, распрос­ траненной в школах начала XVIII века. Роговский, Магницкий, позднее Ломоносов - звенья одной культурной цепи. Два тверских кресть­ янина были предшественниками архангельского крестьянина Ломоносова. Деятельность первых относится к той пере­ ломной эпохе, которая составляет грань между Московской Русью и Петровской империей. Эго было то время, когда в связи с новыми обществеIПIЫми условиями расширилась потреб­ ность в образовании, когда монастырские и част­ ные школы с их узкой программой были недоста­ точны для удовлетворения запросов государства в области знания . Назревала необходимость рефор­ мы, осуществление которой относится уже к пер­ вой четверти XVIII в. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ первой школы в Тверс­ кой • губернии, организованной в порядке общего­ сударственной меры, относится к 1716/17 г. Указом Петра I от 28 декабря 1715 г. предписывалось устроить во всех городах цифирные школы и брать в них для обучения детей всякого звания в возрасте от 10 до 15 лет6. В этих школах учили, кроме чтения и письма, арифметике, геометрии и черчению. В течение ближайших лет сеть цифирных школ стала развертываться . В это время была орга­ низована и в Твери «от Адмиралтейства школа для ученья дьячих и подьяческих детей и прочих чи­ нов»7. Петровские школы пополнялись учащимися в порядке обязательной повинности, и немудрено , что были встречены населением недружелюбно . Уклонение отшкольной повинности карщюсь шгра­ фами. Репрессивные меры, однако, не давали пол<;>­ жительных результатов. Из 42 цифирных школ, открытых с 1716 по 1722 г. в России, через пять лет осталось только 28, а через 20 лет уцелело лишь 8 школ 8 • Ученики разбегались, и школы пустовали. Население просило об освобождении от обязан­ ности посылать детей в училища, и сенат в 1720 г. по челобитью посадских людей постановил: «... де­ тей к науке высылкой в неволю не понуждать, в том отцам их и свойственникам убытков и утеснения не чинить, а принимать в учение ... таких, которые сами собой к той науке охоту возымеюг». Отмена прину­ дительных пополнений школ учащимися не внесла изменений в учебное дело . Цифирные школы пус­ товали и в 1744 г. были повсеместно закрыты 9 • 4 0 Такова была судьба первой школы, возни­ кшей в Тверской провинции в XVIII в. Параллельно с цифирной школой, несколько позднее, была организована и другая . Это была епархиальная школа для подготовки духовенства, основанная в 1722 г. Эготтип школ возникал, как и первый, в связи с распоряжением правительства, предписывавшего озаботиться открытием училищ при архиерейских домах. Программа школы была невелика: в ней преподавались букварь, славянская грамматика, чтение и письмо . 1731 г. епархиальная школа была реформиро­ вана по образцу греко-славянских школ, а в 1739 г. она была преобразована в семинарию, причем в круг учебных предметов был введен и другой клас­ сический язык - латинский 10 • .Тверская семинария, реорганизуясь, приобре­ ла к середине XXVIII в. все характерные черты духовных школ того времени. Учебный строй отра­ жал в себе прежде всего увлечение классическими языками - греческим и латинским. Последний, будучи научным языком Западной Европы, проник в XVII в. в южнорусские школы, а позднее прочно завоевал и духовную школу Великороссии. «Преоб­ ладание латинского языка, обнаруживавшееся в русских училищах, есть общая черта европейской образованности того времени, - говорит акад . Сухомлинов. - Люди, стоявшие во главе образо­ ванного общества, .. утверждали необходимость образования при школьном влиянии латинского языка, на котором преподавались все познания•> 11 • В семинариях только в низшем классе, выде­ лившемся позднее в приготовительный, велось пре­ подавание на русском языке . во всех остальных исключительно на латинском. Вполне понятно, преподавание латинского языка занимало главное место в школьной программе. Правда, Духовный регламент вводил в семинарии и светские науки: арифметику, геометрию, историю, физику и поли­ тику, но где и как преподавались они, об этом имеем очень мало определенных известий. Поли­ тика вовсе не проходилась, физика преподавалась исключительно с философско-богословской точки зрения, даже арифметика занимала в семинарском курсе крайне неустойчивое положение 12 • Господ­ ство схоластики в духовных школах середины XVIII в. было безраздельным. Что же давала школа своим питомцам? Труд­ ность учебного материала, крайнее несовершенст­ во методов преподавания вели к тому, что много учащихся не могло окончить курса. Лица, прохо­ дившие весь курс, насчитывались единицами . Луч­ шие ученики духовных школ уходили: ими попол­ нялись и первые светские учебные заведения: ме­ дико-хирургические школы, Московский универ­ ситет. Один из учеников Тверской семинарии в 60-х гг. XVIII в. был командирован Академией Наук в Англию в Оксфордский университет, где получил

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1