Тверская старина, № 4 1994 г.

ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ степень действительного магистра наук 1 3 , но это были единицы. Большинство безнадежно сидело в том же классе по нескольку лет или просто выбывало из школы «по великовозрастию» или за «невзятием латинской науки» . Однако семинария оставалась с половины 40-х гг. единственным учебным заведением в Твери. Лица, желавшие обучаться не по старине - у грамотных дьячков, - должны бьши обращаться к нему, но преподавание на латинском языке отпуги­ вало всех. Усвоение латинской грамоты требовало много времени . Была необходима реформа духовной школы . Попьттки этого начались снизу. Учебная админис­ трация в лице ректора семинарии Макария стала применять с 1763 г. чтение лекций на русском языке, и это новаторство продолжалось до 1770 г., когда бьшо восстановлено преподавание на латин­ ском языке. В этот короткий срок Тверская семинария привлекла в свои стены и местных горожан. Среди них уже взрослым, состоящим на службе челове­ ком, попал в качестве вольнослушателя и будущий первый историк Тверского края Д.И . Карманов . Чувствуя с детства «непреодолимую охоту к чтению книг и слушанию наук», он с большим трудом проник в семинарию, где изучал догмати­ ческое богословие и другие науки, преподававши­ еся в то время на русском языке. Скоро возможность обучаться ~ Тверской се­ минарии бьша вновь закрЬТТа для горожан: восста­ новилось преподавание на латинском языке. Двери единственной во всем крае школы оказались за­ крЬТТыми для торгово-промышленного класса. Дру­ гих учебных заведений не бьшо, между тем потреб­ ность в образовании, как увидим далее, выросла. 11. БОРЬБА ТВЕРСКИХ ГОРОЖАН ЗА ШКОЛУ В 60-70 гг. XVIII в. К СЕРЕДИНЕ 60-х гг. между тверской де.й­ ствительностью в области просвещения и запроса­ ми торгово-промышленного класса в отношении образования создалось противоречие. Духовная школа не могла удовлетворить куль­ турных запросов горожан ни своей программой, ни постановкой учебного дела с обязательным препо­ даванием на латинском языке . Выросшие за 50 лет потребности в образовании пробудили не только интерес к нему. Тверские горожане требовали свою школу, они очерчивали и ее программу. В это время появляется и публицистический трактат, протестующий против схоластического строя духовной школы с ее крайним увлечением классическими языками. Этот трактат исходил из того же круга людей, которые выдвигают и проект училища «для купецких детей» . Вопросы образования стали предметом об­ суждения населения Твери в 1767 г. Толчком к этому послужило составление наказа депутату, ко­ торого посылали горожане в Екатерининскую ко­ миссию 1767 года . Депутатские наказы по справед­ ливости считаются исследователями «анкетой, про­ изведенной в русском обществе середины XVIII в.». Этот источник дает представление о тех нуждах и запросах, которые существовали в русском общес­ тве в 60-х годах. Среди обширного делопроизводства Комис­ сии 1767 г. материалы, относящиеся непосред­ ственно к школе и просвещению, занимают весьма скромное место. По вычислениям В . Н. Бочкарева, лишь 8,16%, всех наказов проявили интерес к культурным нуждам населения . Больше всего вни­ мания уделили дворяне (24,02% всех наказов), сред­ нее место занимают горожане (5,27%) и последнее место занимают сельские избиратели (0,63% нака­ зов)14 . 41 Чтобы понять, почему так мало интересовался вопросами образования торгово-промышленный класс России, нужно вспомнить те условия, в кото­ рых находился город в XVIII веке . В рамках крепос­ тного строя ему бьшо трудно расти и развиваться . Малограмотность и невежество являлись привы­ чным явлением жизни. Но посадский мир рос вместе с развитием промышленности и торговли. Сношения с портовыми городами, столкновения на рынке с западноевропейскими покупателями вызывали среди городского населения тягу к про­ свещению; возникало сознание необходимости образования. Торговый люд наиболее развитых экономических городов приходил первым к этому сознанию. Наиболее передовые города в своих наказах высказывались за развитие образования среди купечества, намечались проекты учебных планов, мероприятия к организации школ. Какие же это города? Их перечень достаточно ясно говорит за себя: Архангельск, жители которого дали целую программу училищ, Симбирск, Вязьма, Вологда, Тверь. Не случайно в этом списке находим и Тверь. Она в XVIII в. выросла после устройства Вышнево­ лоцкого канала, сделавшись товарной станцией на линии Каспий - Балтийское море. Бойкая торгов­ ля ее с южными речными пристанями, коммерчес­ кие отношения с Петербургским и Рижским порта­ , ми способствовали экономическому возрождению города после пожара 1763 г. Расширялся и умствен­ ный кругозор купечества, бывавшего и в столицах, встречавшегося с заграничными экспортерами в приморских гаванях. Оставляя в стороне другие наказы, обратимся к наказу жителей г. Твери, тем более, что он остался почти не затронутым в статье В.Н. Бочкарева. Что же намечал к осуществлению в области просвеще-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1