Тверская старина, № 4 1994 г.
ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ наказа, составленного в 1766 году, т . е. на 4 года ранее , был мнением всех посадских людей 19 • После того, как тверитяне увидели, что их пожелание не выполнено законодательной Комиссией 1767 года, после того, как в 1770 году было восстановлено преподавание в семинарии на латинском языке, оставалось добиться реформы т13ерской духовной школы с таким расчетом, чтобы в ней могли учиться и купеческие, и разночинческие дети . Вот обста новка появления «Вопля• . Толчок, даIПIЬiй состав лением наказа в Комиссию 1767 г. , не прошел бесследно. Горожане, составляя свои пожелания в законодательную Комиссию, считали, что эта фор ма - форма коллективного обращения к админис тративной власти - применима и к высшей мест ной администрации, в ведении которой находилась духовная школа губернии. «Вопль• начинается с обращения к епископу, где составители, отмечая его личные качества, ука зывают на разрешение духовной администрации обучаться в семинарии детям купечества. «Хотя, - читаем в источнике, - вы и повелели нас в вщu:их училищах обучать .., но к ве,1Iикому сожалению, родители наши в школы не посылают, рассуждая, что науки преподаются обыкновенно на латинском языке•. Изучение последнего, по мнению автора, может затруднять купечество, т.к. для этого во 1 ~:i, нужен двойной труд, во 2-х, латинский язык может в некоторых из нас «умы утрудить и через то охоту к дальнейшему упражнению в науках попортить• 20 . В доказательство гибельного влияния препо давания на латинском языке источник ссылается на пример семинаристов, которые обучались латин скому языку, почувствовали в себе «скуку• и выхо дили из школы без законченного образования . Сохраняя тон обращения к администрации детей, источник замечает: «справедливо ли родите ли наши рассуждают, - мы разобрать не можем, только сожаления достойными себя признаем, что лишаемся драгоценных наук бисеров• . После этсй мотивировки недостаточности для купечества разрешения обучаться в семинарии при сохранении старого учебного строя автор перехо дит к практичесJrИм предложениям. Он просит , открыть «врата наук• купечеству, дав разрешение преподавать науки в училищах губернии «на рос сийском языке• . Латинскому языку же отводится в предложении соответствующее место . Он должен преподаваться отдельно, как и другие языки. К ' обучению его привлекаются спо~обнейшие из уче- ников . Для всех учащихся он не "нужен. Предложив администрации основную рефор му духовной школы, источник намечает далее и другие изм!нения, именно - реформу учебного плана. Горожане находили, что в круг семинарских наук, кроме существовавшей философии, необхо димо добавлять физи~оr и «натуральную историю•. Необходимость расширения естествознания аргу ментировалась пользой всему обществу, желанием всего российского общества, необходимостью поз- 43 нания «живых существ и их причин, сил и дейст вий•21. Желая усилить доказательства необходимости изменений в учебной жизни семинарии, автор «Вопля• ссылается на Екатерину Вторую, по пове лению которой переводились книги с иностранных языков на русский, чтобы поддаIПIЬiе ее могли почерпать из собственных кладезей науки и про свещения, не утруждая себя, кому нет нужды, уче нием других языков. Указав на те препятствия, которые существу ют для детей торгово-промышленного мира Твери при поступлении в единственную тогда школу го рода, высказав мнение о необходимости дополне ния семинарского курса преподаванием физики и натуральной истории, источник делает практичес кий вывод о той пользе, которую принесет пред полагаемая реформа. Значение реформы, по мне нию автора трактата, имеет двойную ценность. Не только дети могут получать образование в семина рии, но и взрослые будут пополнять свое образова ние . Единственная в городе школа рисуется автору «Вопля• учреждением не только школьного , но и внешкольного характера, как сказали бы теперь. «Такая удобность в приобретении просвещения, - говорит автор источника, - дает возможность «воз растным и должностным занятым мужам ... в сво бодное от работы время и в слушании наук упраж няться, каковых, - добавляет автор для подтвер ждения своей мысли:, - мы и ныне видим• 22 • Они «с великою охотой устремились бы• приобрести просвещение. В этих фразах анонимный автор «Вопля• вы дает себя . Кто же взрослым, состоящим на службе человеком, ходил слушать семинарские лекции? Одним из таких лиц и былД.И. Карманов - первый тверской историк-краевед, автор ряда историчес ких работ о Тверском крае . Если сравнить «Вопль купеческих детей• со статьей «Наказа• тверских горожан, можно найти сближающие их моменты. Если горожане, указывая на необходимость открытия школы для купечества, включали догматическое богословие из семинарс кой программы, если они оговаривали необходи мость преподавания способом, не требующим до лгого времени для изучения этого предмета, ·и подчеркивали необходимость преподавания в буду щей купеческой школе на русском языке, то ведь и основная мысль «Вопля• сводилась как раз к этому. Классицизм в его утрированной форме, су ществовавший на глазах горожан в семинарии и затруднявший доступ к образованию, вызывал энер гичный протест со стороны торгово-промышлен ного люда. Он был основным препятствием сделать из семинарии школу, доступную не только духовен ству, но и посадскому миру развившегося экономи чески и культурно города. Д.И. Карманов и группа близких ему тверских горожан были выразителями той тяги к просвеще нию, которая существовала у тверитян и которая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1