Тверская старина, № 4 1994 г.

ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ наказа, составленного в 1766 году, т . е. на 4 года ранее , был мнением всех посадских людей 19 • После того, как тверитяне увидели, что их пожелание не выполнено законодательной Комиссией 1767 года, после того, как в 1770 году было восстановлено преподавание в семинарии на латинском языке, оставалось добиться реформы т13ерской духовной школы с таким расчетом, чтобы в ней могли учиться и купеческие, и разночинческие дети . Вот обста­ новка появления «Вопля• . Толчок, даIПIЬiй состав­ лением наказа в Комиссию 1767 г. , не прошел бесследно. Горожане, составляя свои пожелания в законодательную Комиссию, считали, что эта фор­ ма - форма коллективного обращения к админис­ тративной власти - применима и к высшей мест­ ной администрации, в ведении которой находилась духовная школа губернии. «Вопль• начинается с обращения к епископу, где составители, отмечая его личные качества, ука­ зывают на разрешение духовной администрации обучаться в семинарии детям купечества. «Хотя, - читаем в источнике, - вы и повелели нас в вщu:их училищах обучать .., но к ве,1Iикому сожалению, родители наши в школы не посылают, рассуждая, что науки преподаются обыкновенно на латинском языке•. Изучение последнего, по мнению автора, может затруднять купечество, т.к. для этого во 1 ~:i, нужен двойной труд, во 2-х, латинский язык может в некоторых из нас «умы утрудить и через то охоту к дальнейшему упражнению в науках попортить• 20 . В доказательство гибельного влияния препо­ давания на латинском языке источник ссылается на пример семинаристов, которые обучались латин­ скому языку, почувствовали в себе «скуку• и выхо­ дили из школы без законченного образования . Сохраняя тон обращения к администрации детей, источник замечает: «справедливо ли родите­ ли наши рассуждают, - мы разобрать не можем, только сожаления достойными себя признаем, что лишаемся драгоценных наук бисеров• . После этсй мотивировки недостаточности для купечества разрешения обучаться в семинарии при сохранении старого учебного строя автор перехо­ дит к практичесJrИм предложениям. Он просит , открыть «врата наук• купечеству, дав разрешение преподавать науки в училищах губернии «на рос­ сийском языке• . Латинскому языку же отводится в предложении соответствующее место . Он должен преподаваться отдельно, как и другие языки. К ' обучению его привлекаются спо~обнейшие из уче- ников . Для всех учащихся он не "нужен. Предложив администрации основную рефор­ му духовной школы, источник намечает далее и другие изм!нения, именно - реформу учебного плана. Горожане находили, что в круг семинарских наук, кроме существовавшей философии, необхо­ димо добавлять физи~оr и «натуральную историю•. Необходимость расширения естествознания аргу­ ментировалась пользой всему обществу, желанием всего российского общества, необходимостью поз- 43 нания «живых существ и их причин, сил и дейст­ вий•21. Желая усилить доказательства необходимости изменений в учебной жизни семинарии, автор «Вопля• ссылается на Екатерину Вторую, по пове­ лению которой переводились книги с иностранных языков на русский, чтобы поддаIПIЬiе ее могли почерпать из собственных кладезей науки и про­ свещения, не утруждая себя, кому нет нужды, уче­ нием других языков. Указав на те препятствия, которые существу­ ют для детей торгово-промышленного мира Твери при поступлении в единственную тогда школу го­ рода, высказав мнение о необходимости дополне­ ния семинарского курса преподаванием физики и натуральной истории, источник делает практичес­ кий вывод о той пользе, которую принесет пред­ полагаемая реформа. Значение реформы, по мне­ нию автора трактата, имеет двойную ценность. Не только дети могут получать образование в семина­ рии, но и взрослые будут пополнять свое образова­ ние . Единственная в городе школа рисуется автору «Вопля• учреждением не только школьного , но и внешкольного характера, как сказали бы теперь. «Такая удобность в приобретении просвещения, - говорит автор источника, - дает возможность «воз­ растным и должностным занятым мужам ... в сво­ бодное от работы время и в слушании наук упраж­ няться, каковых, - добавляет автор для подтвер­ ждения своей мысли:, - мы и ныне видим• 22 • Они «с великою охотой устремились бы• приобрести просвещение. В этих фразах анонимный автор «Вопля• вы­ дает себя . Кто же взрослым, состоящим на службе человеком, ходил слушать семинарские лекции? Одним из таких лиц и былД.И. Карманов - первый тверской историк-краевед, автор ряда историчес­ ких работ о Тверском крае . Если сравнить «Вопль купеческих детей• со статьей «Наказа• тверских горожан, можно найти сближающие их моменты. Если горожане, указывая на необходимость открытия школы для купечества, включали догматическое богословие из семинарс­ кой программы, если они оговаривали необходи­ мость преподавания способом, не требующим до­ лгого времени для изучения этого предмета, ·и подчеркивали необходимость преподавания в буду­ щей купеческой школе на русском языке, то ведь и основная мысль «Вопля• сводилась как раз к этому. Классицизм в его утрированной форме, су­ ществовавший на глазах горожан в семинарии и затруднявший доступ к образованию, вызывал энер­ гичный протест со стороны торгово-промышлен­ ного люда. Он был основным препятствием сделать из семинарии школу, доступную не только духовен­ ству, но и посадскому миру развившегося экономи­ чески и культурно города. Д.И. Карманов и группа близких ему тверских горожан были выразителями той тяги к просвеще­ нию, которая существовала у тверитян и которая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1