Тверская старина, № 4 1994 г.
ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ отражалась и в «Наказе», и в «Вопле». Ближайшими причинами появления второго из названных источ ников были, по-видимому, следующие обстоятель ства. После окончания работ Законодательной ко миссии 1767 г. у тверских горожан осталось впечат ление, что мысль об открытии школы для них, о чем они просили правительство, не осуществится ско ро . По-прежнему приходилось обращаться за полу чением знаний в семинарию. Этот единственный пуrь к просвещению вскоре был закрыт местной духовной администрацией, когда с 1770 года семинария перепmа в чтении лекций на латинский язык. Горожанам действи тельно оставалось только протестовать против воз вращения латыни как языка преподавания и уси ленно добиваться реформы духовной школы. К какому же времени можно отнести появле ние «Вопля»? Несомненно, что он был написан между 1770-1776 годами . Сделать такое заключение позволяют два обстоятельства. До 1770 г. препода вание в семинарии велось на русском языке. В 1776 г. была открыта школа в Твери, где горожане могли обучать своих детей. Следовательно, в это глухое для тверских горожан время и мог появиться «Вопль» - этот интересный коллективный протест против классицизма, господствовавшего в школах XVIII века. Этот протест не имел положительных резуль татов. Местная духовная администрация в лице архиеп. Платона Левшина отнеслась несочувствен но к просьбе горожан. «Мне кажется, - писал архиепископ, - давно бы могло, если бы только захотело, гражданство завести на своем содержа нии порядочное преподавание наук народным язы ком; а для сего потребными учителями семинария, конечно бы, не отреклась снабдить». Горожанам припmось ожидать своей школы и ждать, как уви дим дальше, недолго. 111. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ 80-х гг. XVIII в. ШЕСГИДЕСЯТЫЕ и семидесятые годы XVIII века были временем перелома в истории просве щения Тверской губ. Потребность в школах, созна ние необходимости получения знаний, обсуждение вопросов образования обществом - вот те харак терные черты, которыми отличается эта эпоха от предшествующей поры 20-х, 30-х, 40-х годов. Нель зя расширять этих черт, приписывать их обществу в целом. Огдельные классы реагировали на вопро сы образования неодинаково. Инертность, кос ность и зачастую непонимание культурных нужд было по-прежнему бытовым явлением русского общества XVIII века, но, помимо этих старых черт, жизнь достаточно ярко оттеняла новые. Усложнение хозяйственной жизни, админис тративная губернская реформа, очертившая новые границы созданной губернии, организация губер нского и уездного аппарата управления, оживление помещичьих усадеб в связи с приездом в них их владельцев-дворян после манифеста 1762 г. - вот те экономические и общественно-политические пред посылки, служившие причинами роста школьного дела в Тверском крае. Естественно, что первые признаки роста школ наблюдались среди возникших ранее других духов ных учебных заведений. Единственная в первой половине XVIII в. Тверская семинария обрастает теперь рядом училищ в уездных городах. В 1768 г. произопmо открытие первого филиального отделе ния Тверской семинарии в г. Кашине при Дмитров ском монастыре, рассчитанного на обучение детей местного духовенства с младшими классами тог дашней духовной школы. В 80-х rr. число учащихся допmо в этом училище до 200 человек 23 • В 70-х гг. открываются училища духовного ведомства в Торжке при Борисоглебском монасты- 44 ре, в Осташкове при Житенном монастыре, в 1777 г . - в Бежецке, где в 1783 г. обучается 151 чел., среднее количество учащихся в каждой из 4 уездных духовных школ доходит до 200 человек. Растет в количественном отношении и Тверская семина рия, число учащихся в которой достигает до 700- 955 чел. 24 Вместо 140-150 учащихся в духовных школах 40-50-х годов 25 к концу XVIII века число их доходи ло до 1706 человек. Не могла остаться неудовлетворенной и тяга к образованию, наблюдавшаяся среди горожан. Хотя, по мнению одного из исследователей культурных запросов отдельных классов русского общества; в 60-х rr. правительство не осуществило пожеланий населения и заявления Екатерининского прави тельства остались «жестом, лишенным реального значения», 26 на самом деле это положение неверно и нуждается в большой поправке. Пожелания, вы сказанные горожанами в наказах, не могли остаться пустым звуком. Правительство Екатерины II долж но было считаться с голосом дворянства и торгово- промыпmенного класса. _ Проведение губернской реформы совпало с развертыванием сети школ, намеченной реформой народного образования конца XVIII столетия. В 70-80 rr. возникает система общеобразова тельных школ, разделенных на две категории: а) главные училища - в губернских городах и 6) малые училища - в уездных. Не осюнавливаясь подробно на учебном плане Екатерининских школ, отметим, что «малая школа~ состояла из двух клас сов, «главное училище~ - из четырех. Обучение пmо концентрически: каждый старший класс раз вивал и дополнял курс предыдущего. В первом классе проходилось чтение, письмо, знание цифр,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1