Тверская старина, № 4 1994 г.

ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ отражалась и в «Наказе», и в «Вопле». Ближайшими причинами появления второго из названных источ­ ников были, по-видимому, следующие обстоятель­ ства. После окончания работ Законодательной ко­ миссии 1767 г. у тверских горожан осталось впечат­ ление, что мысль об открытии школы для них, о чем они просили правительство, не осуществится ско­ ро . По-прежнему приходилось обращаться за полу­ чением знаний в семинарию. Этот единственный пуrь к просвещению вскоре был закрыт местной духовной администрацией, когда с 1770 года семинария перепmа в чтении лекций на латинский язык. Горожанам действи­ тельно оставалось только протестовать против воз­ вращения латыни как языка преподавания и уси­ ленно добиваться реформы духовной школы. К какому же времени можно отнести появле­ ние «Вопля»? Несомненно, что он был написан между 1770-1776 годами . Сделать такое заключение позволяют два обстоятельства. До 1770 г. препода­ вание в семинарии велось на русском языке. В 1776 г. была открыта школа в Твери, где горожане могли обучать своих детей. Следовательно, в это глухое для тверских горожан время и мог появиться «Вопль» - этот интересный коллективный протест против классицизма, господствовавшего в школах XVIII века. Этот протест не имел положительных резуль­ татов. Местная духовная администрация в лице архиеп. Платона Левшина отнеслась несочувствен­ но к просьбе горожан. «Мне кажется, - писал архиепископ, - давно бы могло, если бы только захотело, гражданство завести на своем содержа­ нии порядочное преподавание наук народным язы­ ком; а для сего потребными учителями семинария, конечно бы, не отреклась снабдить». Горожанам припmось ожидать своей школы и ждать, как уви­ дим дальше, недолго. 111. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ 80-х гг. XVIII в. ШЕСГИДЕСЯТЫЕ и семидесятые годы XVIII века были временем перелома в истории просве­ щения Тверской губ. Потребность в школах, созна­ ние необходимости получения знаний, обсуждение вопросов образования обществом - вот те харак­ терные черты, которыми отличается эта эпоха от предшествующей поры 20-х, 30-х, 40-х годов. Нель­ зя расширять этих черт, приписывать их обществу в целом. Огдельные классы реагировали на вопро­ сы образования неодинаково. Инертность, кос­ ность и зачастую непонимание культурных нужд было по-прежнему бытовым явлением русского общества XVIII века, но, помимо этих старых черт, жизнь достаточно ярко оттеняла новые. Усложнение хозяйственной жизни, админис­ тративная губернская реформа, очертившая новые границы созданной губернии, организация губер­ нского и уездного аппарата управления, оживление помещичьих усадеб в связи с приездом в них их владельцев-дворян после манифеста 1762 г. - вот те экономические и общественно-политические пред­ посылки, служившие причинами роста школьного дела в Тверском крае. Естественно, что первые признаки роста школ наблюдались среди возникших ранее других духов­ ных учебных заведений. Единственная в первой половине XVIII в. Тверская семинария обрастает теперь рядом училищ в уездных городах. В 1768 г. произопmо открытие первого филиального отделе­ ния Тверской семинарии в г. Кашине при Дмитров­ ском монастыре, рассчитанного на обучение детей местного духовенства с младшими классами тог­ дашней духовной школы. В 80-х rr. число учащихся допmо в этом училище до 200 человек 23 • В 70-х гг. открываются училища духовного ведомства в Торжке при Борисоглебском монасты- 44 ре, в Осташкове при Житенном монастыре, в 1777 г . - в Бежецке, где в 1783 г. обучается 151 чел., среднее количество учащихся в каждой из 4 уездных духовных школ доходит до 200 человек. Растет в количественном отношении и Тверская семина­ рия, число учащихся в которой достигает до 700- 955 чел. 24 Вместо 140-150 учащихся в духовных школах 40-50-х годов 25 к концу XVIII века число их доходи­ ло до 1706 человек. Не могла остаться неудовлетворенной и тяга к образованию, наблюдавшаяся среди горожан. Хотя, по мнению одного из исследователей культурных запросов отдельных классов русского общества; в 60-х rr. правительство не осуществило пожеланий населения и заявления Екатерининского прави­ тельства остались «жестом, лишенным реального значения», 26 на самом деле это положение неверно и нуждается в большой поправке. Пожелания, вы­ сказанные горожанами в наказах, не могли остаться пустым звуком. Правительство Екатерины II долж­ но было считаться с голосом дворянства и торгово- промыпmенного класса. _ Проведение губернской реформы совпало с развертыванием сети школ, намеченной реформой народного образования конца XVIII столетия. В 70-80 rr. возникает система общеобразова­ тельных школ, разделенных на две категории: а) главные училища - в губернских городах и 6) малые училища - в уездных. Не осюнавливаясь подробно на учебном плане Екатерининских школ, отметим, что «малая школа~ состояла из двух клас­ сов, «главное училище~ - из четырех. Обучение пmо концентрически: каждый старший класс раз­ вивал и дополнял курс предыдущего. В первом классе проходилось чтение, письмо, знание цифр,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1