Тверская старина, № 4 1994 г.
ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ начало русской грамматики, катехизис и священ ная истории, во втором - те же предметы и чисто писание с рисованием. Эти 2 класса составляли и первый конце~-rгр главного училища. Программа третьего класса состояла из, следующих предметов : катехизиса, русской грамматики, всеобщей и рус ской истории, краткой географии России и курса арифметики . Преподавание в старших классах пос вящалось более подробному прохождению истории и географии, грамматике, писанию сочинений де лового характера и ознакомлению учащихся с осно вами геометрии, механики , физики, естественной истории и гражданской архитектуры 27 • Контингент учащихся состоял, главным обра зом, из детей купцов, мещан, дети дворян составля ли незначительный процент, так как дворянство отнеслось к новым школам с недоверием. Учащи еся в большинстве случаев ограничивались первы ми двумя классами и затем шли в чиновники. Подавляющее большинство не доходило до стар ших классов главного училища 28 • Содержание всех училищ не было принято на счет казны, а возложе но на «Приказы общественного призрения», денеж ные средства которых оказались недостаточными , чтобы справиться с возложенной на них задачей . Первое малое училище из сети Екатерининс ких школ было открыто в 1776 г. в Твери. Оно бьmо рассчитано на 200 человек 29 • Открытие уездных малых училищ происходило несколько позже. В Кашине школа бьша открыта в 1777 г. , причем приказ общественного призрения поручил ее «в смотрение городничему и городскому голове>> . В том же году возникли училища в других уездных городах губернии: Калязине, Бежецке, Весьегонс ке, Вышнем Волочке, Осташкове, Ржеве, Зубцове, Старице и Торжке. Несколько позднее организова лись школы в тех городах, которые стали уездными це~-rграми из сел: в Красном Холме - в 1781 г. и в Корчеве - 1782 г. 30 Значительно позднее возникло «главное учи лище>> в губернском цei-rrpe . Сеть губернских учреж дений, развертывавшаяся в порядке проведения губернской реформы 1775 г., осуществлялась пра вительством на территории Тверской губ. хроноло гически ранее, чем в других. Немудрено, что Тверь попала в число «знатнейших городов», где Екаrери нинская «Комиссия об учреждении училищ" наметила открыть и второй концентр - «главное училище>> . Осуществление этой школьной сети должно было происходить «без отягощения казны и без оскудения других полезных учреждений», за счет городских средств . В августе 1787 г. правителю Тверского наместничества было указано, чтоб он созвал «голов степенных», чтобы они вместе с городничими подыскали «приличные дома>> и назначили нужное содержание для школы . Го родской голова г . Твери К. Светогоров должен был ответить, что в распоряжении городской Думы находится всего лишь 382 р. 50 к., что «шестиглас ная», созданная .недавно, Дума еще не собиралась. 45 Однако ретивщr администрация в лице генерал губернатора Архарова 13 сентября письмом на имя городского головы указывала, что день открытия школы - 22 сентября, что тверскому купечеству, получившему щедрые ассигнования правительства Екатерины II на восстановление Твери после пожа ра 1763 г . , нельзя не быть блgгодарным. Ганерал губернатор предлагал поспешить «добровольным и щедрым назначением из своего имущества» . Этот официальный призыв на пожертвования имел сво им результатом постановление Думы об ассигнова нии из городских средств 1000 руб . , и по подписке , в которой приняли участие наиболее крупные пред ставители торгового капитала г. Твери, бьшо собра но 1500 руб.31; к этим пожертвованиям примкнул и Д. Карманов, внеся из своих небольших средств 10 руб. Сборы пожертвований были произведены в три дня, и 16 сентября правитель Тверского намес тничества, констатируя недостаточность собран ной и ассигнованной суммы на училище, рекомен довал «потщиться умножить градские доходы» . Главное училище было открыто в указанньrй генерал-губернатором срок - 22 сентября 1786 г. , а через два дня тверские горожане ассигновали 10000 руб . на четыре года на содержание школы, укрепив тем самым материальную базу нового очага просвещения губернии . Правительство Екатерины II «с особливым удовольствием» отмечало «похвальные подвиги граждан на пользу училищ>> . Губернатор же за быс троту приведения в исполнение предначертаний императрицы получил «монаршее благоволение >>. Таким образом, школьная реформа 70-80 rr. XVIII стол. получила свое завершение на террито рии губернии. Запросы торгово-промышленного класса в области просвещения были удовлетворены полностью, даже, может быть, опережали в ряде экономически и культурно слабых городов стрем ление к знанию. Иначе отнеслось к сети Екатерининских школ дворянство . Оно хотело иметь свою сословную школу. Эта мысль впервые была высказана в нака зах тверского и кашинского дворянства 32 депутатам Комиссии для составления нового уложения . Аргу менты, приводившиеся дворянством, сводились к тому, что мелкопоместные дворяне из-за отсутст вия средств не могут посылать детей в столицы, вследствие чего дети лишаются «пристойных благо родному дворянству наук», а школы в столичных городах недоступны из-за дальности расстояния . Особенно подробно развивает эти мысли кашинс кий наказ . «Многие дворяне, - говорит источ ник, - своих детей из-за бедности не только на своем коште обучать не могут, но и в определенные для детей школы за дальностью отвозить не могут; да и нередко случается и то, что в тех местах за полным комплектом не принимают .. , а иные за сиротством остаются без всякого образования>> . Тверское дворянство считало, что школы до лжны содер~ться за счет правительства, плата же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1