Тверская старина, № 4 1994 г.
ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ за содержание ученика должна лежать на родите лях. Наказ кашинского дворянства намечал и учеб ный план школы. Он состоял из следующих пред метов : закона Божия, немецкого и французского языков, рисования, фехтования, арифметики, гео метрии, тригонометрии, артиллерии и фортифика ции. В школе должны были обучаться дети от 7 до 16 лет 33 • По окончании учения, в зависимости от успешности, учащиеся должны были получать «ун тер-офицерские или другие чины». Как видно из перечня предметов проектировавшейся кашинс ким дворянством школы, военные науки вместе с иностранными языками занимали доминирующее место. Эти требования к школе вытекали из общих социально-политических условий, которые так ти пичны для истории образования эпохи господства дворянства в России и на Западе. Осуществление проекта организации дворян ского училища в Тверской губ. относится к концу 70-х rr. и находится в тесной связи с оживлением помещичьих усадеб после освобождения дворянст ва от обязательной службы государству. Толчком, разбудившим инициативу тверского дворянства, без сомнения, было открытие училищ по городам губернии. В это время (1776- 78) дворянство на чрезвычайных уездных собраниях постановило для создания средств на свою школу внести в приказ общественного призрения по 10 коп. с крепостной души на постройку здания училища и на другие расходы . В 1773 r. при новых съездах дворян выне сенное ранее постановление было расширено: дво рянство решило в течение трех лет ежегодно повто рять сборы, но уже в меньшем размере - по 5 коп. с ревизской крепостной души «на содержание и обучение вступающих в училище детей», обязыва лось вместе с тем делать новые ассигнования в будущем для «благородного училища». К 1779 r. приказ общественного призрения успел уже от строить часть училищного здания для учеников, вступавших первыми во вновь организованную сословную школу. В этом же году возникшая школа получила и свой организационный устав. В Моск ве, в университетской типографии, было отпечата но «Положение общества дворянского Тверского наместничества и план училища, учреждаемого в Твери на общественном дворянском иждивении» 34 , составленное Т. И. Тутолминым. Что могло служить образцом плана дворян ского училища, каковы основные идеи плана? На этот вопрос дает ответ сам источник. Тверское дворянство поставило целью при составлении пла на следовать предписаниям, утвержденным для других училищ, и особенно тем, по которым воспи тываются «благороднорожденные дети» в шляхетс ком сухопутном кадетском корпусе. Вот какое учеб ное заведение служило образцом. Тверские дворяне хотели иметь ближе к себе копию . той столичной школы, где некоторые из них учились сами. По видимому, этот образец лег и в основу учебного плана школы, намеченного в на!{азе кашинского дворянства. В Тверское дворянское училище могли посту пать только дети дворян мужского пола, достигшие юношеского или отроческого возраста. Дети, опре деленные отцами ffa службу, принимались также в качестве пансионеров. В школе было три класса-ступени, каждый с трехлетним курсом. Дети от 8 до 11 лет принима лись раз в три года, остальные ежегодно. Обучение для тверских дворян было бесплатным, с иногород них взималась плата в 120 руб. в год. Много уделялось внимания и вопросам вос питания . Цель школы заключалась не только в образовании, нужно было развить чувства любви к отечеству и гражданского долга, чтобы потом счи талось за стыд, пользуясь наследственными приви легиями, уклоняться от государственной службы. Имея в виду будущую военную службу, рекомендо валось приучать к службе, избегать изнеженности. Физическое развитие детей также должно было стоять на видном месте. В числе основных задач воспитания указыва лось усвоение изящных манер, упражнения в тан цах, фехтовании и верховой езде 35 • Учебный строй дворянской школы состоял в усвоении ряда наук и новых языков. Науки дели лись на: 1) общеобразовательные : русский язык, космография, география, арифметика, геометрия и 2) специальные : фортификация, тактика, государ ственное право, рисование и геодезическая съемка. 46 Воспитанники не должны были подвергаться телесному наказанию, для виновных рекомендова лись другие меры: увещевание, выговор, лишение обеда, карцер. Нужно отметить, что уставом школы предпо лагались и права для окончивших училище, имен но - предоставление, по примеру других дворянс ких сословных школ, права на чин поручика при определении на военную и гражданскую службу. К середине 80-х rr. в Тверской дворянской школе числилось от 60 до 85 чел. учащихся. Далеко не все губернское дворянство пользовалось мест ной школой. По данным «Генерального соображе ния», из 5503 чел. дворян мужского пола только 2349 чел. проживали в своих именьях и в городах губернии. 60% дворянства служило и находилось в столицах, где учились и их детиJ{j. Многие из дворян предпочитали домашнее образование для своих детей, нанимая учителей и гувернеров к себе в поместья. 3. ЕОIИшкольной сетью, развернувшейся к 80-м rr. XVIII века, были удовлетворены запросы в области образования дворянства и торгово-про мышленного класса, то интересно знать, удовлет ворились ли хоть в какой-либо мере культурные запросы тверской деревни? Уже Законодательная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1