Тверская старина, № 4 1994 г.

ИССЛЕДОВАНИЯ. ФАКТЫ за содержание ученика должна лежать на родите­ лях. Наказ кашинского дворянства намечал и учеб­ ный план школы. Он состоял из следующих пред­ метов : закона Божия, немецкого и французского языков, рисования, фехтования, арифметики, гео­ метрии, тригонометрии, артиллерии и фортифика­ ции. В школе должны были обучаться дети от 7 до 16 лет 33 • По окончании учения, в зависимости от успешности, учащиеся должны были получать «ун­ тер-офицерские или другие чины». Как видно из перечня предметов проектировавшейся кашинс­ ким дворянством школы, военные науки вместе с иностранными языками занимали доминирующее место. Эти требования к школе вытекали из общих социально-политических условий, которые так ти­ пичны для истории образования эпохи господства дворянства в России и на Западе. Осуществление проекта организации дворян­ ского училища в Тверской губ. относится к концу 70-х rr. и находится в тесной связи с оживлением помещичьих усадеб после освобождения дворянст­ ва от обязательной службы государству. Толчком, разбудившим инициативу тверского дворянства, без сомнения, было открытие училищ по городам губернии. В это время (1776- 78) дворянство на чрезвычайных уездных собраниях постановило для создания средств на свою школу внести в приказ общественного призрения по 10 коп. с крепостной души на постройку здания училища и на другие расходы . В 1773 r. при новых съездах дворян выне­ сенное ранее постановление было расширено: дво­ рянство решило в течение трех лет ежегодно повто­ рять сборы, но уже в меньшем размере - по 5 коп. с ревизской крепостной души «на содержание и обучение вступающих в училище детей», обязыва­ лось вместе с тем делать новые ассигнования в будущем для «благородного училища». К 1779 r. приказ общественного призрения успел уже от­ строить часть училищного здания для учеников, вступавших первыми во вновь организованную сословную школу. В этом же году возникшая школа получила и свой организационный устав. В Моск­ ве, в университетской типографии, было отпечата­ но «Положение общества дворянского Тверского наместничества и план училища, учреждаемого в Твери на общественном дворянском иждивении» 34 , составленное Т. И. Тутолминым. Что могло служить образцом плана дворян­ ского училища, каковы основные идеи плана? На этот вопрос дает ответ сам источник. Тверское дворянство поставило целью при составлении пла­ на следовать предписаниям, утвержденным для других училищ, и особенно тем, по которым воспи­ тываются «благороднорожденные дети» в шляхетс­ ком сухопутном кадетском корпусе. Вот какое учеб­ ное заведение служило образцом. Тверские дворяне хотели иметь ближе к себе копию . той столичной школы, где некоторые из них учились сами. По­ видимому, этот образец лег и в основу учебного плана школы, намеченного в на!{азе кашинского дворянства. В Тверское дворянское училище могли посту­ пать только дети дворян мужского пола, достигшие юношеского или отроческого возраста. Дети, опре­ деленные отцами ffa службу, принимались также в качестве пансионеров. В школе было три класса-ступени, каждый с трехлетним курсом. Дети от 8 до 11 лет принима­ лись раз в три года, остальные ежегодно. Обучение для тверских дворян было бесплатным, с иногород­ них взималась плата в 120 руб. в год. Много уделялось внимания и вопросам вос­ питания . Цель школы заключалась не только в образовании, нужно было развить чувства любви к отечеству и гражданского долга, чтобы потом счи­ талось за стыд, пользуясь наследственными приви­ легиями, уклоняться от государственной службы. Имея в виду будущую военную службу, рекомендо­ валось приучать к службе, избегать изнеженности. Физическое развитие детей также должно было стоять на видном месте. В числе основных задач воспитания указыва­ лось усвоение изящных манер, упражнения в тан­ цах, фехтовании и верховой езде 35 • Учебный строй дворянской школы состоял в усвоении ряда наук и новых языков. Науки дели­ лись на: 1) общеобразовательные : русский язык, космография, география, арифметика, геометрия и 2) специальные : фортификация, тактика, государ­ ственное право, рисование и геодезическая съемка. 46 Воспитанники не должны были подвергаться телесному наказанию, для виновных рекомендова­ лись другие меры: увещевание, выговор, лишение обеда, карцер. Нужно отметить, что уставом школы предпо­ лагались и права для окончивших училище, имен­ но - предоставление, по примеру других дворянс­ ких сословных школ, права на чин поручика при определении на военную и гражданскую службу. К середине 80-х rr. в Тверской дворянской школе числилось от 60 до 85 чел. учащихся. Далеко не все губернское дворянство пользовалось мест­ ной школой. По данным «Генерального соображе­ ния», из 5503 чел. дворян мужского пола только 2349 чел. проживали в своих именьях и в городах губернии. 60% дворянства служило и находилось в столицах, где учились и их детиJ{j. Многие из дворян предпочитали домашнее образование для своих детей, нанимая учителей и гувернеров к себе в поместья. 3. ЕОIИшкольной сетью, развернувшейся к 80-м rr. XVIII века, были удовлетворены запросы в области образования дворянства и торгово-про­ мышленного класса, то интересно знать, удовлет­ ворились ли хоть в какой-либо мере культурные запросы тверской деревни? Уже Законодательная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1