Тверская старина, № 4 1994 г.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ то отдаленное время свет образования, впервые возженный мощной рукой Великого Преобразо­ вателя России, только начинал еще распростра­ няться в нашем отечестве. С большими затруд­ нениями было сопряжено тогда приискание в учебные заведения знающих и способных учите­ лей . Едва ли не еще труднее было в то время преодолевать нерасположение к школе общест­ ва и духовенства, со спокойным сердцем коснев­ шего в уверенности, что «прежде меньше знали, да больше ели», и видевшего в школе нежела­ тельную школьную повинность. Но ничто не остановило непреклонной энергии преосвящен­ ного основателя нашей семинарии, и «смелою рукою» стал сеять он семена образования в Тверской епархии. Будучи одним из даровитых воспитанников Киевской духовной академии, Митрофан Слот­ винский, по окончании в ней курса наук, был вызван в число учителей знаменитого в то время Харьковского коллегиума, где н_екоторое время занимал он должность префекта, а потом ректо­ ра. Огсюда в 1737-м году он был переведен в ректоры Московской духовной академии, а че­ рез год был назначен Тверским епископом. Об­ ладая уже в это время большим запасом педаго­ гической опытности и имея прочно сложивши­ еся убеждения в необходимости образования, преосвященный Митрофан, еще до прибытия своего в Тверь, по присланным к нему сведениям нашел существовавшую до него в Твери греко­ славянскую школу недостаточною для подготов­ ки образованных пастырей церкви и тотчас ре­ шил приступить к основанию на ее месте· семи­ нарии. Пользуясь своим знакомством с образо­ ванными людьми юга России, тогдашнего глав­ ного центра русской богословской науки, он скоро же подыскал способных учителей для Тверской семинарии, и 16 февраля 1739 года, т.е. ровно полтораста лет тому назад, вновь прибыв­ шие по его вызову учителя начали преподавание во вновь открытой Тверской семинарии. И по основании Тверской семинарии Митрофан Слотвинский всегда старался снаб­ жать свою семинарию лучшими учителями. Не­ мало хлопот выпадало на его долю по этому поводу, потому что и на юге · дорожили тогда даровитейшими воспитанниками Киевской ака­ демии и неохотно отпускали их в чужие епар­ хии; с другой стороны, и сами воспитанники Киевской академии неохотно меняли свою родную Украину на неприглядный север. Пре­ освященному Мит.12офану не раз приходилось опираться при этом на авторитет Святейшего Синода, членом которого он . состоял тогда, выписывая желаемых им учителей особыми указами · Синода и посылая с этой целью на. юг 4 особых нарочных. Насколько деятельность пре­ освященного Митрофана в этом отношении была успешна, можно судить уже по одному тому обстоятельству, что первый вызванный им в Тверь учитель Алексей Могилянский скоро был вызван в учителя Московской духовной акаде­ мии и, получивши известность своими пропо­ ведническими талантами, в 1757 году был уже возведен в сан митрополита Киевского, в каком звании и принес весьма много пользы своей родной академии . Первый префект Тверской семинарии, вы­ званный в семинарию основателем ее в 1741 году, был знаменитый филолог XVIII столетия Иаков Блонницкий, составивший эллино-сла­ вянский, славянско-эллино-латинский и лати­ но-славянский лексиконы, включавшие в себя более 120000 слов. Первым ректором Тверской семинарии был проповедник Киевской кафедры Иоанникий Скабовский. Так умело подбирал преосвященный основатель Тверской семина­ рии учителей и начальников в основанную им семинарию, не щадя при этом ни хлопот, ни трудов. Благодаря только своим неусыпным тру­ дам он мог еще при себе открыть высишй класс тогдашних семинарий - богословский. Наряду с этими вызовами учителей семинарии из Киева позаботился предусмотрительный преосвящен­ ный_ и о подготовлении «природных» учителей для Тверской семинарии на будущее время пу­ тем отправления способнейших воспитанников своей семинарии для завершения образования в Московскую академию. Эrа мудрая предусмот­ рительность преосвященного помогла Тверской семинарии перенести неожиданно разразившу­ юся над ней катастрофу в · виде поголовного бегства ее учителей. Учителя-малороссы, оче­ видно, сильно скучавшие по своей Украине, воспользовались первым ослаблением влияния преосвященного в Синоде, чтобы высвободить­ ся из-под тверской кабалы на родину, хотя пре­ освященный Митрофан и прилагал все усилия к лучшему их материальному вознаграждению. В это-то время и стали постепенно выступать на сцену свои природные учителя; они и начали отселе нести на своих плечах все дело образова­ ния тверского юношества. Снабдить семинарию хорошими учителя­ ми - было в то время еще меньше половины дела, - гораздо больше хлопот и трудов требо­ вало в то отдаленное время собрание учеников в семинарию. Учеников в семинарию приходи­ лось тогда собирать при помощи солдат, при­ ставов и штрафов разного рода и вида. А собравши их всякими мерами, по бедности тог­ дашнего духовенства приходилось многих из них, если не большинство, содержать на счет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1