Тверская старина, № 4 1994 г.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЪI. АРХИВ животного. Но русские, поляки и вообще славяне, а также и их соседи и ближайшие родичи литовцы сохранили до исторического времени в своих языках название для мамонта. Древнейшие памятники цер ковнославянского языка пользуются словом «слон~. Оно доныне у русских там, где жил мамонт. Значит, славяне сохраняли память о мамонте даже тогда, когда имели письменность. Недавно найденный на берегах реки Лены мерзлый труп мамонта (ныне в Зоологичес ком музее Академии Наук) дает нам представление о сибирском мамонте, его внешнем виде, пище и т.д. Едва ли сибирский мамонт может быть считаем осо бою разновидностью северного слона, чем-нибудь отличным от мамонта европейской России; едва ли мы должны его относить непременно к доисторическому периоду. Кажется, ленский мамонт мог жить в отно сительно позднее время. Кажется, он пережил евро пейского родича, но и последний мог суmествовать в лесах нынешней России уже во времена после Рождес тва Христова 1 • Сказанное о мамонте следует повторить о носо роге . Его название «инърог~ сохранено церковносла вянскими памятниками. Оно долгое время жило у русских . Легенды об этом животном, ходившие среди русских, смешались с легендами христианского вре мени о «монокере~, нашедшими себе место в толкова ниях псалмов, в физиологах и азбуковниках, и таким образом получилось то представление об «инъроге~, которое нам известно из стиха о Голубиной книге (где он - «индрик~ - зверь) и из сказок, (где встречается подземный «норка~ - зверь; см . сборник А.И. Афа насьева) . И «инърог~ мог жить в лесах России после Рождества Христова. В.И . Колосов упоминает о северных оленях и диких быках как о древних обитателях русских лесов. Конечно, нет сомнений, что и олени разных пород, и дикие быки, и дикие кони в обилии водились в лесах всей средней и южной России в историческое время 2 . Вспомним данные хотя бы Поучения Владимира Мо номаха . Но В.И. Колосов почти совсем забывает о рыбе. Ее ход из морей в реки в древности, вероятно, был чрезвычайно силен. Если еще недавно крупные осетры ловились в Волге выше Рыбинска и в Оке близ нынешней Рязани, что же было в древности? Надо добавить, что не только Каспийское и Черное моря были богаты крупною рыбою, но и Балтийское, ныне уже не знающее этой рыбы . Договоры Новгорода с Тверскими князьями XIII и XIV вв . предоставляют этим князьям посылать в Ладогу «осетровника~, .,li!Че видно, для заготовления впрок осетрины. ~.И. К'е'ло сов говорит только о лове в местных озерах и реках (стр. 8) . Как мы видим, то, чем В.И. Колосов характери зует послеледниковый период и каменный век, при надлежит также последующим эпохам, отчасти даже историческим временам, и не дает нам ,резких черт и яркого освещения . Упоминая о раскопках Ю.Г. Гендуне в городище Топорок Корчевского уезда, он дает сведения о на йденной здесь глиняной rrгице и связывает эту вещи цу, с одной стороны, с доисторическим периодом, с другой - с финским населением, с его шаманскими обрядами (стр . 8-10) . И здесь надо сделать оговорку. Галицко-волынская летопись по Ипатскому списку 61 под 1250 r ., рассказывая о пребывании Даниила Галиц кого у татар Батыя, упоминает «скверныя их кудешь ская бляденья~. В виду того, что татары времен Батыя были шаманисты, не следует ли понимать прилага тельное «кудешьский~: шаманский? Оно производное от cyrn. «кудес~ 3 • Последнее находится, между прочим, в житии св. Стефана Пермского (XIV в . ) о жителях Великой П!'рми (т . е . зырянах): «верующе в чарование и в кудесы~ и в Стоглаве, вопрос 17-й : во время судебных процессов «волхвы и чародейники от бесов ских научений пособие им (тяжуmимся) творят, куде сы бьют и во Аристотелевы Врата ... смотрят~. Ответ: «таковые волхвы и чародеи и кудесники .. . ~ Речь идет в Стоглаве не о гаданьях ли по-шамански, с битьем в шаманский бубен , не обычными русскими колдунами и знахарями, а специалистами «кудесниками~? Мы должны помнить, во-первых, что в половине XVI в . , когда происходил Стоглавый собор, инородцы фин ского племени жили еще в большом числе не только в пределах нынешней Новгородской губ . , но также в северо-восточных частях Тверской . Стоглав, упоми ная об «арбуях 4 в чуди~, имеет в виду новгородскую корелу, которая в XVI в . еще удерживала в своем быте много языческой старины; очевидно, эти «арбуи~ колдуны пользовались большой известностью в тог дашнем Новгороде, откуда были главные деятели собора митр. Макарий и свящ. Сильвестр. Мы должны помнить, во-вторых, что между русскими тогда могли быть свои шаманы, державшиеся инородческих обы чаев, между прочим, в местностях таких, как Москва, т.е. отдаленных от финских поселений. Во всяком случае, глиняная rrгица в раскопках покойной Гендуне может относиться ко временам историческим . На стр. 11-й В . И. Колосов ставит вопрос : «остат ками какого народа являются курганные насыпи в нашем краю?~ И отвечает: «в прежнее время они безапелляционно приписывались первым насельни кам нашего края - финским племенам. В последнее время это мнение оставлено: характерным отличием финских погребений считается отсутствие курганных насыпей; а насыпь курганов приписывается первым славянским поселенцам в нашем краю, т.е. нашим предкам~. И здесь необходима оговорка . Насыпь кур ганов как могильных памятников могла возникнуть только у жителей степи, где курган виден на огромном расстоянии со всех сторон; она лишена смысла у жителей леса и могла у них появиться лишь как заимствование вместе с верованиями и обрядами. Часть славян, предков русских и балканских славян, по-видимому, одно время была под скифо-сарматским религиозным влиянием. Название божества «Хърсъ~ или «Хъръсъ~ известно нам из Начальной летописи, Слова о полку Игореве и древнего русского списка апокрифического Хождения Богородицы по мукам, откуда собственное имя личное Хърсъ, широко рас пространенное у старых сербов 5 - едва ли не скифо сарматскоrо происхождения. Но то же можно сказать и о части южных финнов , поселения которых спуска лись из лесного пространства средней России почти к самой степи. Сверх того, надо помнить о взаимных воздействиях русских славян и финнов , особенно о воздействии первых на последних. «Можно установить, продолжает автор, что за несколько столетий до начала русского государства ... в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1