Тверская старина, № 4 1994 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ. АРХИВ сохраненном Новгородской летописью по Синодаль­ ному списку, - Тьхверь 12 , откуда потом, до XIX в, - Тферь. Не станем упоминать, что сомнительность, лучше сказать - подложность, данных Татищева все еще остается сомнительностью и что ни одна из находок новейшего времени (а их было немало) не подтвердила этих данных - ограничимся указанием, что автор упустил из виду первое в наших источниках упоминание о Твери. Оно находится в сборнике древ­ нейших чудес Владимирской иконы Божией Матери, относящихся ко временам Андрея Боголюбского, все­ го скорее к половине XII века . Этот сборник, найден­ ный В.И. Ключевским в августовской книге Милю­ тинских Четьи-Миней (XVII века) издан Обществом древней письменности в 1878 rоду 13 • Чудо 5-е начина­ ется здесь словами: «а се бысть в Тфери•. Рассказ о самом чуде не представляет для нас интереса, тем более, что страдает пропусками целых фраз и потому не совсем ясен . Но в нем идет речь о «болярыни•, ожидавшей смерти при рождении ребенка, которая «обещалася Святой Богородице Володимерской• и благополучно родила сына, после чего «послала златые косы и серязи свои• к иконе Богородицы во Владимир. Очевидно, Тверь половины XII ст. уже не была ни­ чтожным городком, недавно построенным по тому или другому случаю, а играла некоторую роль в пределах Верхнего Поволжья - была его центром. Действительно, положение Твери на широкой и глубокой Волге при впадении в нее Тверцы 1 4, положе­ ние выгодное и в других отношениях 15 , давало возмож­ ность ее русскому гарнизону следить за движениями соседнего неславянскоrо населения, которое не толь­ ко в XI-XII веках, но и позднее не всегда подчинялось русским князьям . Мы говорим главным образом о литовцах. Летописные данные о нападениях этих литовцев на тверские и соседние места начинаются с первой четверти XII в. Новгородская летопись под 1225 г. сообщает: «Придоша Литва, повоеваша около Тържку бе-щисла {без числа), и не доганяша (не достигла) Тържку за 3 версты, беше бо их 7000•. Та же летопись под 1245 г.: «Воеваша Литва около Тържку и Бежицы (Бежецк) ... Поrониша по нихъ ... со тферичи и дмит­ ровцы ... и биша я под Торопчемъ•. Суздальская лето­ пись по Лаврентьевскому списку под 1248 г. говорит: «У Зубчева победиша Литва суздальской князь• (в той же летописи мы читаем : «убьенъ бысть Михайло Ярославичъ отъ поганые Литвы• ; очевидно, имеется в виду тот же князь) . Далее, под 1284 г ., такое сообще­ ние: «Воеваша Литва Тферьскоrо владыки волость Олешню; и совокупившеся тферичи, москвичи, ново­ торжъцы, зубчане, ржевичи, и шедше биша Литву~ . Нет надобности увеличивать выписки из летописей. Литовцы, о которых здесь идет речь 16 , жили не близ Вильны и Трок, а в частях нынешних Витебской , Псковской, Тверской , Московской и главным обра­ зом Смоленской губерний; Западная Двина от впаде­ ния Межи едва ли не до самого своего истока была в литовских руках; на северо-востоке границею была Волга; Вазуза едва ли не вся была также в литовских руках. Вероятно, об этой Литве говорит Слово о погибели Русской земли (половины XIII в.): «Литва изъ болота на светъ не выникиваху• (при Мономахе) . Отметим, что В.И. Колосов даже не упоминает о борьбе Твери с Литвою. Мы видим, что В.И. Колосов ссылается на упо­ минание Новгородскою грамотою 1135 г. «Тверского гостя•. Это упоминание в связи с нашими сведениями о «тверском госте•, путешественнике за три моря Афанасии Никитине (XV в.) и другими данными свидетельствует о торговом значении древней Твери. Действительно, ее положение близ истока Волги, но там, где Волга была уже большою рекою, давало ей возможность иметь значительную по тому времени торговую деятельность, посредничая между Суздальс­ кой областью, поставщицею хлеба, и Новгородом, потребителем хлеба. Суздальские князья, запрещая вывоз хлеба через Тверь, могли угрожать Новгороду хлебною «дороrовью• и даже голодом (что мы знаем из Новгородской летописи). Сверх того, восточные куп­ цы, «хопыльский гость•, двигаясь Каспийским морем и Волгою с восточными товарами (пряности, краски, шелк, хлопчатая бумага, ткани, жемчуг) и доходя до Твери, находили здесь покупателей в лице новгород­ цев. О значении Востока для «тверских гостей• говорят нам поездки за три моря упомянутого уже Никитина с товарищами; о значении того же Востока для Нов­ города свидетельствует основание новгородцами на южной окраине своей области, в опасном месте, торгового города - Торжка, или Нового Торга 1 7 , самое название которого указывает на его роль: слово «торг• в древнерусском языке употребляется не только в значении рынок, базар , но также в значении ярмонка, повременный съезд ближних и дальних торговцев; поэтому название «торг• мы иногда находим там, где городов - в обычном значении этого слова - не было. Список русских городов, по-видимому, XIV в ., издан­ ный по списку Воскресенской летописи, упоминает в Молдавии «Яскый Торг на Пруте реце• и «Романовъ Торгъ на Молдаве• 18 • 63 По нашему мнению, основателями Твери были кривичи, та их часть, которая осела на верховьях Волги и оттуда продвинулась далее, к нынешнему Угличу. Во всяком случае, мы не видим данных даже предпол­ агать, что основанием своим Тверь обязана новгород­ цам. Между тем В.И. Колосов говорит решительно: «это поселение на устье р. Тверцы и на левом берегу р. Волги, несомненно, было основано новгородцами• (стр. 13). Впрочем, в оправдание В . И. Колосова можно сказать, что в древности граница между кривичскими и новгородскими селами проходила, по-видимому, близко от Твери и южнее новгородского Торжка. 3 Казалось бы, историку Твери следовало остано­ виться на тех немногих рукописных книгах, которые написаны или в самой Твери, или близ нее. Но мы напрасно стали бы искать подробных сведений о древнейшей из этих книг, хотя в ученой литературе она давно указана и описана. Мы имеем в виду Печерский Патерик 1406 года, некогда принадлежавший ржев­ скому купцу Берсеневу, ныне хранящийся в Публич­ ной библиотеке в Ленинграде. Первые указания на Патерик находятся в статьях Кубарева 1838 и 1840 годов 19 • Запись этой пергаментной рукописи такова: «В лето 6914 (1406), инидикта 14, месяца Марта в 21 день, на память святого Отца Якова, созданы быша книги сия при благовернем великом князи Иване Михайло-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1