Тверская старина, № 4 1994 г.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ. АРХИВ виче, замыumением боголюбивого епископа Арсенья Тферьского. Аминь». По исследованиям Кубарева и др., она заключает в себе древнейшую редакцию Патерика Печерского, иногда называемую Арсеньев скою, по имени только что упомянугого Тверского епископа, заказавшего . список или давшего совет сделать список. В . И. Колосов, не упоминая о написан ной в Твери рукописи 1406 г., ограничивается неосто рожными словами : епископу Арсению «приписывает ся лучшая редакция Киевского Патерика, над которою он, очевидно, немало потрудился» (стр. 141). Сказанное о рукописи 1406 г. должно быть пов торено с укором автору, когда мы вспомним о сущес твовании другой написанной в Твери рукописи - Устава церковного 1438 г. О ней сведения находятся в «Описании рукописей Синодальной библиотеки», № 387, где приведена целиком запись. Приводим главную часть записи : «В лето 6946 (1438), придер жавъ... великого князя Бориса Александровича, в пространнем граде Тфери, благословением и строени ем книги сея боголюбивого священного епископа Илии, Богом спасаемого града Тфери. Изрядно бо и велие желание имяше на съвокупление книжное и на украшение церковное, печалуюся день и нощь, строя церковный чинъ ...». Отмеченные нами слова записи 1438 г. дают ценные сведения и о городе Твери этого времени, и о самом епископе Илии, и об его книжном собрании (т.е. библиотеке). В.И. Колосов забыл остановиться даже на посла нии Новгородского архиепископа Василия (1331- 1352 гг.) к Тверскому епископу Феодору о земном рае, памятнике столь известном и примечательном, что он внесен в учебные хрестоматии русской литературы . В нем Василий упоминает о толках, которые касались рая и ада и происходили в Твери. «Уведа смирение наше и святый собор священный игумены и иереи, что ся учинило у васъ во Тфери промежи Вами въ техъ людях Божиихъ, поспешением и по совету дияволю и лихих людей, яко же слышахомъ распрю, бывшую въ васъ о ономъ честномъ раю». Перед нами ценное указание на горячий интерес тверского насе ления к такому вопросу, как вопрос о рае, какой он, «мысленый» ли, т.е. духовный, - этого мнения дер жался епископ Феодор, - или же чувственный, дей ствительный, что утверждали противники Феодора, обратившиеся, по-видимому, как к высшему судье, к Василию за окончательным разрешением вопроса. Мы не знаем, какие следствия имело послание Васи лия, но можем догадываться, что Феодор послал ответ с защитою своего мнения. В . И. Колосов мельком упоминает о Феодоре (1342-1360 гг.): при нем «сдела ны были в соборе (в Твери) медные двери, а на соборе воздвигнут был вызолоченный крест» (стр. 146). И только . Зато о тверском угоднике Божием Савве, осно вателе монастыря под Тверью, у В.И. Колосова не говорится ни слова. Этот Савва, упоминаемый в Твери в 1399 г . 20 как монах с Афона, известен как лицо, принесшее в Россию со Св. Горы «правила», которыми пользовался для составления своей Кормчей извест ный Бассиан Патрикеев (Рукопись Публ. библ. Собра ние гр . Толстого, 1. № 169) и Устав церковный; последний, по преданию, «вынесли Савва и Варсуно фий из Грек» (Рукопись Московск. Успенского собо- 64 ра, · в М. Синод.библ ., № 5, ХVв.) 21 . Чтобы не выходить из области памятников тверского происхождения, необходимо отметить, что автор не останавливается на двух из них, несомненно, тверского происхождения , изданных и исследованных, о которых историку Твери можно бы поговорить подробно. Один из них - Тверская летопись. Летописный сборник, заключающий ее в себе, давно уже издан Археографическою комиссиею в «Полном собрании русских летописей», том XV, и также давно подвергнут был исследованию Ив . Тихомировым 22 • Но особенно много потрудился над этим памятником А.А Шахма тов. Остановимся на его выводах, но раньше приведем ту характеристику Твери XIV-XV веков , какую дает А.А Шахматов; она прекрасно восполняет пробелы у В.И. Колосова. «Соперница Москвы, говорит он, и политическая ее сверстница, Тверь в XIV и XV вв . проявила в области государственного строительства самую напряженную деятельность; несмотря на внут ренние раздоры, в примкнувших к Твери городах и волостях укрепляется идея об единстве земли, и могу щество Тверского князя развивается беспрерывно на счет Новгорода и Низовских земель. По-видимому, вместе с ростом интересов политических происходил рост интересов духовных и литературных. Ряд тверс ких епископов способствовали развитию в Твери ду ховного просвещения . Под влиянием их Тверь усилен но воздвигает храмы, но вместе с тем в ней работают над книгами, прибывавшими из Киева, Владимира, Новгорода, переписывают и переделывают их. Можно указать на несколько явлений в области нашей духов ной пись~енности, связанных с Тверью: около 1347 г. в Твери возникла распря по вопросу о земном и мысленном рае; Новгородский архиепископ Василий посланием на имя Тверского епископа Феодора спе шит разъяснить правильный, по его мнению, взгляд на этот предмет; в начале XV в ., по повелению епископа Арсения, основателя Жолтикова монастыря, состав ляется в Твери особая редакция Печерского Патерика . Определить, какие вообще памятники, до нас дошед шие, обязаны своим появлением Твери, не так легко ввиду того безличного характера, который имеет боль шая часть произведений древней письменности . Вряд ли, впрочем, можно допустить, чтобы духовное насле дие Твери было значительно. Тем большее внимание привлекают к себе некоторые памятники светской литературы, возникшие в Твери : до нас доumи Жиз неописания Тверских князей; дошли также Тверские летописи 23 • Как видно из сказанного нами выше, мы кое-где, в мелочах, расходимся с А.А. Шахматовым во взглядах, но в общем мы разделяем его мнение о Твери XIV- XV вв . , о Твери времени ее политической и духовной силы, когда она соперничала с Москвой и пыталась проявить себя, между прочим, и на литературном поприще. Но последуем за А.А Шахматовым . Вслед за приведенными нами словами он указывает, что имен но, по его мнению, дошло до нас из тверских литера турных произведений в составе общерусского лето писного свода. «Это, говорит он, во-первых, более или менее обширные отрывки из Тверской летописи, самостоя тельные записи которой восходят к 1285 г., когда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1