Тверская старина, № 4 1994 г.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ школы. С неуклонною энергией шел по раз избранному пуrи преосвященный основатель семинарии к раз поставленной цели, и для луч шего материального обеспечения семинарии он обложил даже особыми натуральными повин ностями монастыри своей епархии, - некото рые из них, например, должны были поставлять в семинарию дрова, свечи и т. д. Тверская семи-·. нария благодаря всем его заботам сразу крепко стала на ноги, что доказывают учебники Тверс--: кой семинарии того времени, сохранившиеся до нашего времени , мало уступающие по своему содержанию современным им учебникам акаде мий. Среди неутомимых трудов на благо Тверс кой семинарии и скончался преосвященный ос нователь Тверской семинарии 7 декабря 1752 года. В этот день Тверской семинарии, по всей справедливости, следовало бы ежегодно вспо минать своего основателя особою панихидой в Кафедральном соборе на месте его погребения . Немного лет спустя после смерти основате ля семинарии, именно в период времени от 1759 до 1761 года, был ректором Тверской семинарии святитель Тихон Соколов, во имя которого освя щен в 1882 году домовой храм при Тверской семинарии. Эrот высокодаровитый ректор Твер ской семинарии выдавался своими знаниями и образованием, а еще более - высокими нрав ственными свойствами. К сожалению, время не сохранило до нас никаких документов из этой эпохи жизни семинарии. С несомненностью можно сказать о святителе Тихоне только одно, что как преподаватель богословия святитель Тихон, всегда стремившийся в своих сочинениях быть прежде всего вполне понятным, с такой же простотой и доступностью вел и преподавание в Тверской семинарии богословия; это ясно видно из того, что из тверских его лекций составлено им сочинение «Об Истинном Христианстве», простым и общедоступным языком излагающее богословские истины. Дошли до нас, кроме это го, предания о полном любви . отношении святи теля Тихона к ученикам семинарии и отческой мягкости к ним. Сохранился также портрет этого святителя вместе с немногими портретами дру гих выдающихся деятелей. Следующим замечательным деятелем Тверской семинарии был серб по происхож дению, но русский по духу архимандрит Мака рий Петрович, закончивший свое образование в · Киевской и Московской духовных академиях. Эrот ректор Тверской семинарии, хотя был и не русского происхождения, но принадлежал к чис лу первых справедливо усомнившихся в прило жимости и полезности латинского языка в деле преподавания в русской школе и внес в семина рию в высшей степени важное и полезное нов- 5 шество, - он начал преподавать богословие на российском языке. В то время это было еще беспримерным явлением в жизни духовных се минарий и академий того времени. В Тверской семинарии, помещавшейся в то время в тесных зданиях Федоровского монастыря, при переполнении ее в это время учениками, не нашлось особого помещения для богословского класса, и Макарий Петро вич по необходимости был принужден начать преподавание «в своем Желтиковом монасты ре», архимандритом которого состоял он, от стоящем от города на пять с лишним верст. Много неудобств заключало в себе это обсто ятельство для семинаристов , вынужденных совершать длинное путешествие от rnpoдa до монастыря; но свежие силы жаждавших зна ний молодых людей преодолевали все препят ствия, и семинаристы с удовольствием явля лись в скромные покои своего учителя, чтобы выслушать живую и вполне доступную речь даровитого лектора. Притягательность этих чтений была настолько велика, что известный местный археолог Диомид Карманов, несмотря на службу и семейные обязанности, ежедневно являлся сюда на вечерние уроки, чтобы вместе с другими выслушать урок богословия , несмотря на глумливый характер окружающих его . От этих отрывочных посещений богословского класса при ректоре Макарии Карманов, по его со бственным словам, «получил великую пользу душевную и почувствовал в себе лучшее позна ние пред прежним». Тем более плодотворное влияние оказало, понятно, это преподавание на семинаристов, систематически проходивших под руководством Макария курс богословских наук. · Естественно, что пример ректора, перешед шего в деле преподавания от чужого языка к родной для учеников речи, имел заразительное влияние и на других учителей семинарии. Весь ма вероятно, что и они , поддаваясь влиянию даровитой личности своего начальника, понем ногу стали отступать от слишком неуклонных требований тогдашней духовной школы относи тельно языка преподавания ? - по крайней мере, один из них является впоследствии самым горя - чим и длительным приверженцем русского язы ка в деле семинарского преподавания . Таким образом, Тверская семинария, благодаря влия нию Макария Петровича, первой вступила на этот новый и более плодотворный путь, офици ально признанный только много десятков лет спустя . Кроме этой важнейшей особенности жизни Тверской семинарии, в ректорство Макария были упорядочены и получили особый смысл и значе ние и другие стороны тогдашней духовной шко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1