Тверская старина, № 4 1994 г.

ЗЕМСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ко-социа.JШстических. Поэтому он и избрал не государственную службу, а земскую. «.. .Я знал, что ... я должен посвятить свою жизнь интересам народа, его нуждам , как материальным, так и духовным, гражданским, общечеловеческим; я знал, что это требует долгой и упорной борьбы с условиями его существования - невежеством, бедностью, безза~циrностью и с произволом влас­ тю>, - запишет Иван Ильич в воспоминаниях уже на склоне лет, подводя итоги жизненному пути с его поражениями, оllШбками, невзгодами и счастливыми моментами. И добавит: «С того времени, как я принял это решение, прошло уже более полувека, и я могу сказать, что никогда и ни при каких условиях не изменял ему и не жалел о нем» 2 • Как и другие свободомыслящие, но отвер­ гающие путь кровавого насилия деятели того времени, Петрункевич основывал программу деятельности на развитии земских выборных бессословных учреждений, широком распрос­ транении образования, на превращении земства в школу местного самоуправления, постепенно воспитывающую, поднимающую народную мас­ су до сознательного субъекта, а не объекта госу­ дарственного управления. Это был способ циви­ лизованно готовить страну к переходу к консти­ туционному государственному устройству, к цивилизации. Эти идеи И. И. Петрункевич про­ пагандировал и отстаивал на протяжении всей своей работы в земстве. Вот как он их излагал в декабре 1902 г., в выступлении на сессии Твер­ ского губернского земского собрания: «Я думаю, что ... роль самоуправляющегося органа громад­ на потому, что ... громадная масса русского наро­ да, ныне стоящая вне всякого самоуправления, привлекается к деятельности и превращается в деятельные органы страны, а в культуре и госу­ дарстве с этого момента дальнейшее течение уже предрешено» 3 • За много лет до этого, в 1879 г., в своем первом увидевшем свет сочинении - в нелегаль­ но вышедшей за границей брошюре «Ближай­ llШе задачи земства» - Иван Ильич так сформу­ лирует свой символ веры : «Избирая земство базисом движения, мы вместе с тем веруем, что все силы русского народа дружно соединятся, чтобы завоевать себе свободу, и тогда обновлен­ ная Россия по праву займет место среди цивили­ зованных народов>> 4 • Однако этот путь заблокировало «бюрокра­ тическое самодержавие», избрав вместо реформ репрессии и тем самым вызвав сначала крайнос­ ти «революционного действия» в 70-80-е гг. XIX в., а в конце концов толкнув Россию в пропасть взаимоистребительных социальных катаклизмов . · Учитывая сопротивление правящего слоя, все более видевшего в стране «голько враждеб- ный лагерь и ничего другого», Петрункевич в брошюре 1879 г . впервые в России выдвигает печатно лозунг созыва Учредительного собра­ ния : « ... отверmув всякую конституцию , данную сверху, будем настаивать на созыве Учредитель­ ного собрания»5. Это вовсе не означало призыва к революционным, насильственным действиям, хотя нелегальная (по условиям тогдашней Рос­ сии) политическая деятельность подразумева­ лась. В обстановке революционной ситуации конца 70-х гг., потрясавших страну действий народовольцев и правительства, Петрункевич пропагандировал принципиальную позицию : «Общество ( образованное - А.Л . ) одинаково против террора, идет ли он снизу или сверху, ибо оно знает, что таким путем дойти до свободы и конституции так же невозможно, как невозмож­ но этим путем достигнуть спокойствия и поряд­ ка в стране . Террор одинаково свидетельствует как о слабости правительства, так и о слабости общества» 6 • 70 Чтобы преодолеть эту слабость образован­ ного общества, Петрункевич предлагает земству сплотиться, объединиться прогрессивным , пат­ риотическим - но далеким «от революционного образа мыслей» - его элементам. «Этим людям недостает лишь единства целей и действия, что­ бы стать силой, способной подчинить прави­ тельство интересам народа» 7 , - пишет он в брошюре «БлижайllШе задачи земства». В 1879 г . И.И. Петрункевич вместе с другими видными либеральными деятелями ор­ ганизует в Москве первый съезд земцев. На съезде он предложил создать постоянную поли­ тическую организацию для борьбы за конститу­ цию. Однако съезд не принял по этому вопросу никакого решения . Такая общероссийская либе­ ральная нелегальная политическая организация ( «Союз освобождения») будет создана только в 1903-1904 гг. За свою земскую, общественную деятель­ ность и в особенности за участие в составлении адреса Черниговского земства (1878 г.) с пожела­ нием созвать Земский собор И. И. Петрункевич поплатился в 1879 г.: с грубым нарушением действовавших тогда законов он был арестован и административно выслан под гласный надзор полиции сначала в Костромскую губернию, за­ тем в Смоленск. На перипетиях своего жизнен­ ного пути, на горьком опыте своей семьи и своего поколения Иван Ильич выстрадал вывод: «... полное неуважение к закону и произвол власти составляли отличительную черту нашего государственного управления .. .» 8 • В 1883 г . И.И. Петрункевичу разрешили переехать на жительство в Тверь. Здесь жили Бакунины и брат, Михаил Ильич, - авторитет­ ный земский деятель и врач, обустроивший гу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1