Тверская старина, № 4 1994 г.
ЗЕМСКИЕ ДЕЯТЕЛИ бернскую земскую больницу. В Тверском крае Иван Ильич сблизился с группой людей, глав ным образом, земских деятелей, разделявших его политическое кредо или, во всяком случае, видевших в земской работе дело своей жизни. В их числе были : А.А Головачев, Ф.И. Родичев, М.П. Литвинов, В.И. Покровский, П.А. Корса ков, А.П. Апостолов ... Купив 225 десятин заболоченной земли в Новоторжском уезде (чтобы иметь ценз для зем ской деятельности) и дом · в Твери, И.И. Петрун кевич вместе с семьей надолго устраивается в Тверской губернии. В 1896 г. он покупает имение Машук в том же уезде. В 1890-1897 гг., получив разрешение на жительство в Москве, Иван Ильич приобретает в столице дом. Дети были переведены из Тверс кой гимназии в знаменитую Поливановскую. В Москве завязывается дружба с В. И. Вернадским, устанавливаются близкие связи с другими вид ными представителями либеральной столичной интеллигенции. В то же время, став гласным Новоторжского уездного земства (с 1890 г.), затем губернского, постоянно избираемый в ре дакционную, ревизионную и иные комиссии собрания, И.И. Петрункевич вкладывает массу энергии в земские дела. Работая в земстве, Петрункевич хорошо видел и его слабости. Подытоживая, он напишет в мемуарах: «Ахиллесовой пятой земства было отсутствие фундамента или корней: народной массы, крестьянства, которое в земстве видело одно из многочисленных казенных учреждений, требовавших от него денег» 9 • Эга оторванность от крестьянской массы была специально усилена правительственной реформой земских учреждений 1890 года, резко увеличившей представительство помещиков в земствах и поставившей выборы крестьянских представителей под полный контроль местной администрации, земских начальников. Но этой реформой правительство вовсе не ослабило оп позиционной деятельности земства, ибо, объяс няет Петрункевич, само «дворянство более не представляло однородной массы, и реакционная его часть составляла меньшинство ... » 10 • Он при водит любопытные наблюдения в своих воспо минаниях: «В течение всех 15 лет, что я был гласным Новоторжского земства, можно было наблюдать странное явление: гласные дворяне вели неустанную борьбу за демократические ре формы, за свободу самоуправления и за незави симость от администрации, за развитие наро дного образования, за медицинскую помощь, за всякие интересы народной массы и за подъем экономического благосостояния, тогда как глас ные от крестьян, ставленники администрации, всегда. голосовали во всех случаях, повинуясь б* 71 указаниям своих земских начальников» 11 • Ко нечно, это полностью относится лишь к таким земским собраниям, как Новоторжское, где пре обладали либеральные деятели. Здесь встает вопрос о взаимоотношении личных, групповых, классовых, национальных интересов и общечеловеческих идеалов. Мар ксистско-ленинская идеология знаеттолько клас совые, социально-экономические интересы, де терминирующие (обусловливающие) будто бы целиком и полностью (хоть и в конечном счете) не только все и всяческие идеи и идеалы, но и определяющие - согласно основному смыслу уче ния - интересы национальные и общечелове ческие. У классиков этой идеологии есть и про тивоположные высказывания, т.е. о верховенст ве интересов человечества в целом, однако они «диалектически» сводятся на нет тезисом о со впадении интересов пролетариата (понимаемом по-марксистски) с интересами человечества. Исторический опыт и его теоретическое осмысление показывают ограниченность клас совых критериев, несводимость одного вида интересов к другому - национальных к классо вым и т.д . , как и невыводимость всех идей из наличного общественного бытия. Не углубляясь в проблему · соотношения бытия и сознания, сошлюсь лишь на разделяемый мною взгляд на нее В.С. Библера, обосновываемый в его книге «От наукоучения - к логике культуры: «... созна ние всегда формируется в средоточии двух форм детерминации - «железной►> детерминации со стороны необходимостей бытия и свободной само-«детерминации» со стороны Разума, спо собного отстраняться от нашего сознания, от его предрешенности, способного переопределятьнаш характер, психику, судьбу►> 12 • Уточню лишь, что, на мой взгляд, и детерминация со стороны необ ходимостей, закономерностей бытия носит не «железный», а многовекторный, вероятностный, статистический характер. Эга детерминация не едина: идет взаимодействие, борьба объектив ных тенденций функционирования, изменения и развития общества - во всех сферах, «извне» воздействующих на человека, в определенной мере формирующих и меняющих его сознание: экономической, социальных институтов, куль турных, духовных традиций ... Размышляя над проблемой, И. И. Петрун кевич записал в мемуарах: «Требуется много времени, чтобы народное сознание убедилось, что не всегда люди в своих поступках руковод ствуются материальными интересами и что все значение культуры состоит в том, чтобы интере сы материальные подчинить моральным и ду ховным требованиям, вне которых жизнь имеет звериный образ борьбы за существование» 13 • Иван Ильич причислял себя к слою дворянской ин-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1