Тверская старина, № 4 1994 г.

ЗЕМСКИЕ ДЕЯТЕЛИ бернскую земскую больницу. В Тверском крае Иван Ильич сблизился с группой людей, глав­ ным образом, земских деятелей, разделявших его политическое кредо или, во всяком случае, видевших в земской работе дело своей жизни. В их числе были : А.А Головачев, Ф.И. Родичев, М.П. Литвинов, В.И. Покровский, П.А. Корса­ ков, А.П. Апостолов ... Купив 225 десятин заболоченной земли в Новоторжском уезде (чтобы иметь ценз для зем­ ской деятельности) и дом · в Твери, И.И. Петрун­ кевич вместе с семьей надолго устраивается в Тверской губернии. В 1896 г. он покупает имение Машук в том же уезде. В 1890-1897 гг., получив разрешение на жительство в Москве, Иван Ильич приобретает в столице дом. Дети были переведены из Тверс­ кой гимназии в знаменитую Поливановскую. В Москве завязывается дружба с В. И. Вернадским, устанавливаются близкие связи с другими вид­ ными представителями либеральной столичной интеллигенции. В то же время, став гласным Новоторжского уездного земства (с 1890 г.), затем губернского, постоянно избираемый в ре­ дакционную, ревизионную и иные комиссии собрания, И.И. Петрункевич вкладывает массу энергии в земские дела. Работая в земстве, Петрункевич хорошо видел и его слабости. Подытоживая, он напишет в мемуарах: «Ахиллесовой пятой земства было отсутствие фундамента или корней: народной массы, крестьянства, которое в земстве видело одно из многочисленных казенных учреждений, требовавших от него денег» 9 • Эга оторванность от крестьянской массы была специально усилена правительственной реформой земских учреждений 1890 года, резко увеличившей представительство помещиков в земствах и поставившей выборы крестьянских представителей под полный контроль местной администрации, земских начальников. Но этой реформой правительство вовсе не ослабило оп­ позиционной деятельности земства, ибо, объяс­ няет Петрункевич, само «дворянство более не представляло однородной массы, и реакционная его часть составляла меньшинство ... » 10 • Он при­ водит любопытные наблюдения в своих воспо­ минаниях: «В течение всех 15 лет, что я был гласным Новоторжского земства, можно было наблюдать странное явление: гласные дворяне вели неустанную борьбу за демократические ре­ формы, за свободу самоуправления и за незави­ симость от администрации, за развитие наро­ дного образования, за медицинскую помощь, за всякие интересы народной массы и за подъем экономического благосостояния, тогда как глас­ ные от крестьян, ставленники администрации, всегда. голосовали во всех случаях, повинуясь б* 71 указаниям своих земских начальников» 11 • Ко­ нечно, это полностью относится лишь к таким земским собраниям, как Новоторжское, где пре­ обладали либеральные деятели. Здесь встает вопрос о взаимоотношении личных, групповых, классовых, национальных интересов и общечеловеческих идеалов. Мар­ ксистско-ленинская идеология знаеттолько клас­ совые, социально-экономические интересы, де­ терминирующие (обусловливающие) будто бы целиком и полностью (хоть и в конечном счете) не только все и всяческие идеи и идеалы, но и определяющие - согласно основному смыслу уче­ ния - интересы национальные и общечелове­ ческие. У классиков этой идеологии есть и про­ тивоположные высказывания, т.е. о верховенст­ ве интересов человечества в целом, однако они «диалектически» сводятся на нет тезисом о со­ впадении интересов пролетариата (понимаемом по-марксистски) с интересами человечества. Исторический опыт и его теоретическое осмысление показывают ограниченность клас­ совых критериев, несводимость одного вида интересов к другому - национальных к классо­ вым и т.д . , как и невыводимость всех идей из наличного общественного бытия. Не углубляясь в проблему · соотношения бытия и сознания, сошлюсь лишь на разделяемый мною взгляд на нее В.С. Библера, обосновываемый в его книге «От наукоучения - к логике культуры: «... созна­ ние всегда формируется в средоточии двух форм детерминации - «железной►> детерминации со стороны необходимостей бытия и свободной само-«детерминации» со стороны Разума, спо­ собного отстраняться от нашего сознания, от его предрешенности, способного переопределятьнаш характер, психику, судьбу►> 12 • Уточню лишь, что, на мой взгляд, и детерминация со стороны необ­ ходимостей, закономерностей бытия носит не «железный», а многовекторный, вероятностный, статистический характер. Эга детерминация не едина: идет взаимодействие, борьба объектив­ ных тенденций функционирования, изменения и развития общества - во всех сферах, «извне» воздействующих на человека, в определенной мере формирующих и меняющих его сознание: экономической, социальных институтов, куль­ турных, духовных традиций ... Размышляя над проблемой, И. И. Петрун­ кевич записал в мемуарах: «Требуется много времени, чтобы народное сознание убедилось, что не всегда люди в своих поступках руковод­ ствуются материальными интересами и что все значение культуры состоит в том, чтобы интере­ сы материальные подчинить моральным и ду­ ховным требованиям, вне которых жизнь имеет звериный образ борьбы за существование» 13 • Иван Ильич причислял себя к слою дворянской ин-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1