Тверская старина, № 4 1994 г.

' ДУХОВНОЕ · НАСЛЕДИЕ лы . Эrо в особенности нужно сказать о любимых и часто практиковавшихся в то время диспутах. В основу этих диспутов он стремился положить серьезное знание судеб церкви. Такому разумно­ му взгляду на школьные диспуты как на приуче­ ние воспитанников семинарии к серьезному и основательному опровержению и обличению иномьrслящих вполне соответствуют и те прави- . ла, которыми, по его мысли, нужно руководство­ ваться в подобной полемике и к которым он, естественно, старался приучить и своих воспи­ танников . Лекции Макария по боrословmо обнимали собой все важнейшие догматы православной церкви , а изложение их по своему объему и постановке вполне равнялось, если только не превосходило , постановку этого предмета в тor­ дanпrnx академиях, причем многие схоластичес­ кие тонкости того времени были здесь заменены разумным и основательным изучением истин православного вероучения. Не удивительно по­ тому, что «Православное учение Восточной цер­ кви» Макария вскоре после своего издания сде­ лалось лучшим руководством для семинарии почти наравне с богословием Платона и после, при императоре Александре 1, рекомендовано комиссией об усовершенствовании духовных училиш к классическому употреблению. Но мноrополезная для Тверской семинарии деятельность этого даровитого труженика, к со­ жалению, продолжалась всего только два года, именно в промежутках времени от 1764 до 1765 года. Никогда не отличавшийся особенно креп­ ким здоровьем и не щадивший своих сил среди многочисленных трудов, Макарий Петрович скончался от «чахоточной болезни» 24-ro декаб­ ря 1765 года. Место })ьrсокодаровитоrо Макария Петро­ вича через три года после ero смерти занял Арсений (в миру Василий) Верещагин, едва ли не плодотворнее всех деятелей Тверской семи­ нарии потрудившийся на ее пользу. Он бьrл уроженец города Кашина, обучался в Тверской семинарии и Московской академии и по оконча­ нии в 1761 году принял монашество и стал префектом семинарии, а в 1768 году, всего трид­ цати одного года от роду, бьrл определен ректо­ ром Тверской семинарии. При несомненно не­ дюжинных способностях, получивши солидное по тому времени образование, будучи человеком с отзьrвчивым на все доброе сердцем, Арсений Верещагин с полной горячностью отдал себя делу воспитания и сумел прекрасно воспользо­ ваться примером и уроками своего вьrдающеrося предшественника. · Все время своего управления семинарией в должности ректора Арсений Верещагин отли- 6 чался любовью к ученикам, заботливостью об их материальном благосостоянии и умственном развитии, чем привлек к себе своих питомцев , так что даже похвальные оды в честь его дьrшат какой-то особой искренностью . Время сохрани­ ло только единственньrй памятник его деятель­ ности в должности ректора семинарии, которьrй может хоть несколько уяснить нам тайну горячей любви к нему семинаристов , именно - ин­ струкцmо, составленную им для воспитанни­ ков семинарии. Читая эту инструкцmо , действи­ тельно нельзя не заметить горячей любви автора к детям и его самого искреннего желания, чтобы они были всегда честньr, благодарны и воспитан­ ны. «В Тверской семинарии учащиеся юноши, возлюбленные о Господе дети! - пmпет Арсений в предисловии к составленным им правилам поведения воспитанников. - Споспешествуя вашему в науках и благонравии упражнению, посьrлаю вам краткие правила; к исполнению их приложите всеусердное старание тем наипаче , что они руководствуют вас к вашему бш~rополу­ чmо, которое проистекает из чисто истинной премудрости и христианской добродетели ис­ точника. Я самою истиною вас уверяю, что когда вы молодые свои сердца напоить потщитеся от источник Израилевых, то внутри себя восчув­ ствуете сладкое спокойствие и удовольствие. Со всяким прилежанием и охотою приложите мыс­ ли свои к снисканию добродетельного учения; будьте подобны трудолюбивым пчелам ; напол­ ните свои души сладчайшим паче меда и сота учением в пользу свою и всего христианского общества, и в славу препрославленноrо Бога. Но как науки с добродетельми должньr бьrть нераз­ рьrвно совокупны, то, стараясь о учении, старай­ тесь о всякой добродетели .. . Всегда творите вся­ кое добро, и так почиет на вас Божие блаrослов­ ление, благодать, милость и мир во все дни живота вашего, чего вам всеусердно желая, пишу, есть и пребуду вседоброжелательньrй ректор» . Не сльrшится ли здесь действительно голос отца, любящего питомцев своих как детей и «вседоб­ рожелательно» относящегося к ним? В самих правилах нет ни одной угрозы каким-либо нака­ занием; это просто советы отца, которьrй уверен, что по любви к нему его послушают. «Семина­ рия, - пmпет Арсений, - суrь те общества, в коих молодьrе дети воспитьrваются на тот конец, чтобы им удобнее успеть в науках, благонравии и во всякой честности, а через то бы бьrть Богу любезными, себе же и обществу полезными»; и на основании этого предписывает свои правила, из которых мы приведем некоторые: «причесав­ ши волосы, поспешать в школу, дорогой' идучи, ни с кем не ШJ>ать, но отличать себя честною поступкою и осанкою». «Вступая в школу, учти-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1