Тверская старина, № 4 1994 г.
' ДУХОВНОЕ · НАСЛЕДИЕ лы . Эrо в особенности нужно сказать о любимых и часто практиковавшихся в то время диспутах. В основу этих диспутов он стремился положить серьезное знание судеб церкви. Такому разумно му взгляду на школьные диспуты как на приуче ние воспитанников семинарии к серьезному и основательному опровержению и обличению иномьrслящих вполне соответствуют и те прави- . ла, которыми, по его мысли, нужно руководство ваться в подобной полемике и к которым он, естественно, старался приучить и своих воспи танников . Лекции Макария по боrословmо обнимали собой все важнейшие догматы православной церкви , а изложение их по своему объему и постановке вполне равнялось, если только не превосходило , постановку этого предмета в тor дanпrnx академиях, причем многие схоластичес кие тонкости того времени были здесь заменены разумным и основательным изучением истин православного вероучения. Не удивительно по тому, что «Православное учение Восточной цер кви» Макария вскоре после своего издания сде лалось лучшим руководством для семинарии почти наравне с богословием Платона и после, при императоре Александре 1, рекомендовано комиссией об усовершенствовании духовных училиш к классическому употреблению. Но мноrополезная для Тверской семинарии деятельность этого даровитого труженика, к со жалению, продолжалась всего только два года, именно в промежутках времени от 1764 до 1765 года. Никогда не отличавшийся особенно креп ким здоровьем и не щадивший своих сил среди многочисленных трудов, Макарий Петрович скончался от «чахоточной болезни» 24-ro декаб ря 1765 года. Место })ьrсокодаровитоrо Макария Петро вича через три года после ero смерти занял Арсений (в миру Василий) Верещагин, едва ли не плодотворнее всех деятелей Тверской семи нарии потрудившийся на ее пользу. Он бьrл уроженец города Кашина, обучался в Тверской семинарии и Московской академии и по оконча нии в 1761 году принял монашество и стал префектом семинарии, а в 1768 году, всего трид цати одного года от роду, бьrл определен ректо ром Тверской семинарии. При несомненно не дюжинных способностях, получивши солидное по тому времени образование, будучи человеком с отзьrвчивым на все доброе сердцем, Арсений Верещагин с полной горячностью отдал себя делу воспитания и сумел прекрасно воспользо ваться примером и уроками своего вьrдающеrося предшественника. · Все время своего управления семинарией в должности ректора Арсений Верещагин отли- 6 чался любовью к ученикам, заботливостью об их материальном благосостоянии и умственном развитии, чем привлек к себе своих питомцев , так что даже похвальные оды в честь его дьrшат какой-то особой искренностью . Время сохрани ло только единственньrй памятник его деятель ности в должности ректора семинарии, которьrй может хоть несколько уяснить нам тайну горячей любви к нему семинаристов , именно - ин струкцmо, составленную им для воспитанни ков семинарии. Читая эту инструкцmо , действи тельно нельзя не заметить горячей любви автора к детям и его самого искреннего желания, чтобы они были всегда честньr, благодарны и воспитан ны. «В Тверской семинарии учащиеся юноши, возлюбленные о Господе дети! - пmпет Арсений в предисловии к составленным им правилам поведения воспитанников. - Споспешествуя вашему в науках и благонравии упражнению, посьrлаю вам краткие правила; к исполнению их приложите всеусердное старание тем наипаче , что они руководствуют вас к вашему бш~rополу чmо, которое проистекает из чисто истинной премудрости и христианской добродетели ис точника. Я самою истиною вас уверяю, что когда вы молодые свои сердца напоить потщитеся от источник Израилевых, то внутри себя восчув ствуете сладкое спокойствие и удовольствие. Со всяким прилежанием и охотою приложите мыс ли свои к снисканию добродетельного учения; будьте подобны трудолюбивым пчелам ; напол ните свои души сладчайшим паче меда и сота учением в пользу свою и всего христианского общества, и в славу препрославленноrо Бога. Но как науки с добродетельми должньr бьrть нераз рьrвно совокупны, то, стараясь о учении, старай тесь о всякой добродетели .. . Всегда творите вся кое добро, и так почиет на вас Божие блаrослов ление, благодать, милость и мир во все дни живота вашего, чего вам всеусердно желая, пишу, есть и пребуду вседоброжелательньrй ректор» . Не сльrшится ли здесь действительно голос отца, любящего питомцев своих как детей и «вседоб рожелательно» относящегося к ним? В самих правилах нет ни одной угрозы каким-либо нака занием; это просто советы отца, которьrй уверен, что по любви к нему его послушают. «Семина рия, - пmпет Арсений, - суrь те общества, в коих молодьrе дети воспитьrваются на тот конец, чтобы им удобнее успеть в науках, благонравии и во всякой честности, а через то бы бьrть Богу любезными, себе же и обществу полезными»; и на основании этого предписывает свои правила, из которых мы приведем некоторые: «причесав ши волосы, поспешать в школу, дорогой' идучи, ни с кем не ШJ>ать, но отличать себя честною поступкою и осанкою». «Вступая в школу, учти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1