Тверская старина, № 4 1994 г.

ПОИСКИ. НАХОДКИ. ОТКРЫТИЯ скоро он на собственные средства создал образ­ цовую школу для крестьянских детей, где он сам, учителя и ученики составили нечто наподобие братства. Чистая и радостная атмосфера высоко­ го труда царила здесь. Девяти лет я попал в эту школу. С.А. Рачин­ ский однажды заинтересовался , есть ли среди детей способные к живописи. Указали на меня как на любителя исписывать все своими рисун­ ками. С.А дал задание срисовать с натуры одно­ го учителя . Экзамен происходил на виду всей школы, в Татево. Впервые мне с натуры при­ шлось рисовать человека. Написал , однако. Наш­ ли сходство. С.А взял рисунок и отнес к своей матери. Она захотела меня видеть, и вот кресть- янский мальчик попал в ро­ скошные хоромы богатого дома. Приветливо встретила меня В .А Рачинская, уже глу­ бокая старуха, сестра извес­ тного поэта Е.А. Баратынско­ го, современница Пушкина, с которым она танцевала на ба­ лах. Очень часто гостила у Ра­ чинских их родственница, ба­ ронесса Дельвиг, сестра друга Пушкина. Много интересного рассказывали жеlПЦИНЫ о ве­ ликом поэте . глубине леса, в шалаше, с краюхой хлеба. Он заявил, что хочет бЬIТЬ отшельником . Среди такой атмосферы писал я своего «инока» . Кончил . Не понравился он мне. Оrвез в Москву и ... ыроснулся «знаменитым». Поз­ дравляли товарищи, профессора, допытывались , какими путями я достиг такой экспрессии в лице «будущего инока». Я и сам не знал. Объясняю это моим тогдашним религиозным настроением. Картину купил за 300 р. Солдатенков, кру­ той старик-,старообрядец . В 1890 г. с его разре­ шения я выставил «Будушсrо инока» на выставке «Передвижников». Госуд~ы:ня Мария Федоров­ на, не зная, что картина собственность Солда­ тенкова, ~,ставила ее за собой. Комитет выставки спохватился, но поздно . Через Рачинского я попросил Побе­ доносцева переговорить с го­ сударыней. Она передала, что будет очень обязана Солда­ тенкову, если он переуступит ей кар-тину. Победоносцев те­ леграфировал старику, и тот ответил, что «почтет за счастье, если государыня возьмет унего картину». Однако когда я в Москве заявился к Солдатен­ кову, то он нале~л на меня, как, дескать, я смел прода­ вать его картину, и требовал немедленного возвращения 300 рублей. Денег у меня не было, а старику я напомнил об его телеграмме. В конце концов мы: помирились. Из моих воспоминаний Счастливые часы прово­ дил я в обществе их и С.А Рачинского, милого и куль­ турного человека, безгранич­ но любящего русский народ. Многим, · если не всем я обя­ зан этой семье. Под ее покро­ вом прошло все мое дальней­ шее воспитание . М. Добужинский. отмечу свое путешествие на Афон в 1889 г., по окончании _ училища. Здесь я встретился с монахом, отцом Филиппом, Первоначальное художес­ твенное образование я полу­ Обложка .журнала «Перезвоны». чил в рисовальной школе при Сергиевской Лав­ ре, где, между прочим, хорошо был поставлен класс рисунка. Затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Много тревог доставила мне картина «Буду­ щий иною> для получения звания классного художника. Дело в том, что я только за два месяца до срока подачи начал ее писать, - пропустил время. Писал ее в Татево, у Рачинс­ ких. Был Великий пост. Все говели. Религиозная семья, частые службы: в стареньком храме, пение и чтение на клиросе, общение с народом, рели­ гиозно настроенным, вызывало в душе состоя­ ние тишины, покоя и веры:. Все и всё кругом было проникнуто этим. А здесь еще история произошла: один крестьянский юноша пропал вдруг после причастия. Стояла суровая зима. Нашли мальчика только спустя две недели в в• 95 на которого мне афонские отцы: указали как на «богописца». Этот «богописец» оказался кресть­ янином Рязанской губернии, приехавшим на Афон «спасать душу», как он мне заявил, причем «спасение души» соединилось с неутомимой жаждой к живописи, которой нигде не учился. Он все время сопровождал меня на работах и однажды поразил рисунком монаха с натуры. В 1894-95 гг. я встретился с ним в мастерской Репина. О нем говорили как о большом таланте. Это был ... Малявин. У Репина вместе со мной работали также Браз, Кордовский, Сомов. Затем я поехал в Париж, где занимался в студии Кармона и Каля­ росси. Здесь также работали одновременно со мной Лансере, АН. Бенуа. С удовольствием вспоминаю свое участие на выставках «Передвижников». Выставки эти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1