Тверская старина, № 4 1994 г.
ПОИСКИ. НАХОДКИ. ОТКРЫТИЯ скоро он на собственные средства создал образ цовую школу для крестьянских детей, где он сам, учителя и ученики составили нечто наподобие братства. Чистая и радостная атмосфера высоко го труда царила здесь. Девяти лет я попал в эту школу. С.А. Рачин ский однажды заинтересовался , есть ли среди детей способные к живописи. Указали на меня как на любителя исписывать все своими рисун ками. С.А дал задание срисовать с натуры одно го учителя . Экзамен происходил на виду всей школы, в Татево. Впервые мне с натуры при шлось рисовать человека. Написал , однако. Наш ли сходство. С.А взял рисунок и отнес к своей матери. Она захотела меня видеть, и вот кресть- янский мальчик попал в ро скошные хоромы богатого дома. Приветливо встретила меня В .А Рачинская, уже глу бокая старуха, сестра извес тного поэта Е.А. Баратынско го, современница Пушкина, с которым она танцевала на ба лах. Очень часто гостила у Ра чинских их родственница, ба ронесса Дельвиг, сестра друга Пушкина. Много интересного рассказывали жеlПЦИНЫ о ве ликом поэте . глубине леса, в шалаше, с краюхой хлеба. Он заявил, что хочет бЬIТЬ отшельником . Среди такой атмосферы писал я своего «инока» . Кончил . Не понравился он мне. Оrвез в Москву и ... ыроснулся «знаменитым». Поз дравляли товарищи, профессора, допытывались , какими путями я достиг такой экспрессии в лице «будущего инока». Я и сам не знал. Объясняю это моим тогдашним религиозным настроением. Картину купил за 300 р. Солдатенков, кру той старик-,старообрядец . В 1890 г. с его разре шения я выставил «Будушсrо инока» на выставке «Передвижников». Госуд~ы:ня Мария Федоров на, не зная, что картина собственность Солда тенкова, ~,ставила ее за собой. Комитет выставки спохватился, но поздно . Через Рачинского я попросил Побе доносцева переговорить с го сударыней. Она передала, что будет очень обязана Солда тенкову, если он переуступит ей кар-тину. Победоносцев те леграфировал старику, и тот ответил, что «почтет за счастье, если государыня возьмет унего картину». Однако когда я в Москве заявился к Солдатен кову, то он нале~л на меня, как, дескать, я смел прода вать его картину, и требовал немедленного возвращения 300 рублей. Денег у меня не было, а старику я напомнил об его телеграмме. В конце концов мы: помирились. Из моих воспоминаний Счастливые часы прово дил я в обществе их и С.А Рачинского, милого и куль турного человека, безгранич но любящего русский народ. Многим, · если не всем я обя зан этой семье. Под ее покро вом прошло все мое дальней шее воспитание . М. Добужинский. отмечу свое путешествие на Афон в 1889 г., по окончании _ училища. Здесь я встретился с монахом, отцом Филиппом, Первоначальное художес твенное образование я полу Обложка .журнала «Перезвоны». чил в рисовальной школе при Сергиевской Лав ре, где, между прочим, хорошо был поставлен класс рисунка. Затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Много тревог доставила мне картина «Буду щий иною> для получения звания классного художника. Дело в том, что я только за два месяца до срока подачи начал ее писать, - пропустил время. Писал ее в Татево, у Рачинс ких. Был Великий пост. Все говели. Религиозная семья, частые службы: в стареньком храме, пение и чтение на клиросе, общение с народом, рели гиозно настроенным, вызывало в душе состоя ние тишины, покоя и веры:. Все и всё кругом было проникнуто этим. А здесь еще история произошла: один крестьянский юноша пропал вдруг после причастия. Стояла суровая зима. Нашли мальчика только спустя две недели в в• 95 на которого мне афонские отцы: указали как на «богописца». Этот «богописец» оказался кресть янином Рязанской губернии, приехавшим на Афон «спасать душу», как он мне заявил, причем «спасение души» соединилось с неутомимой жаждой к живописи, которой нигде не учился. Он все время сопровождал меня на работах и однажды поразил рисунком монаха с натуры. В 1894-95 гг. я встретился с ним в мастерской Репина. О нем говорили как о большом таланте. Это был ... Малявин. У Репина вместе со мной работали также Браз, Кордовский, Сомов. Затем я поехал в Париж, где занимался в студии Кармона и Каля росси. Здесь также работали одновременно со мной Лансере, АН. Бенуа. С удовольствием вспоминаю свое участие на выставках «Передвижников». Выставки эти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1