Тверская старина, № 4 1994 г.

ПОИСКИ. НАХОДКИ. ОТКРЫТИЯ имели громадный успех. Между обществом и художниками была полная гармония. Одни и те же :интересы, одна идеология объединяла нас с окружающей обстановкой . Под эгидой пере­ движнических выставок расцвел целый ряд та­ ких видных представителей искусства, как Пе­ ров, Вл. Маковский, Шишкин, Поленов, Савра­ сов , Ге, Репин, Суриков, Васнецовы, Левитан, Серов, Нестеров и мн. другие. Затем, как вы знаете, родились новые вкусы, появились и «но­ вые песни» . Объявился «поход» против «пере­ движников». Их огулом обвинили ," чуть ли не вычеркнув совершенно из списка подлинных служителей искусства. Напрасно. Русское искус­ ство многим обязано им. У них была не только тенденция, но и большая живопись. Впрочем, не мне их защищать - история сделает это. После Парижа я увлекся «плэнеризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет - вот чему с 1905 г. я стал отдавать свое внимание . В Тверской губернии, ВЫ1Ш1еволоцком уезде, це­ лая колония художников, как Жуковский, . Сте­ панов, Бял:ыницкий-Бируля, еще раньше их - Левитан, а под конец, в октябрьскую револю­ цию, К. Коровин, я - с 1907 по 1920 г. - жили и работали вместе среди природы, оставив мас­ терские. В 1910 г. я написал картину «Именины учительницы», отмеченную и печатью, и еще больше художниками-импрессионистами за те импрессионистские достижения, которых я до­ бился в ней. Картина была на всемирной выстав­ ке в Риме (1911 г . ) и Мюнхене. (Прод. в Лондон). Но сильны воспоминания детства и пере­ живания юношеских годов . Я так много лет Н . Богданов-Бельский. Будущий инок. провел в деревне, так был близок к сельской . школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, дарови­ тость, что они как-то сами собой сделались героями моих картин. Что делать! Каждому свое» ... 11 «Материалом поэзии являются не образы, не эмоции, а слово. Поэзия есть искусство слова и больше ничего» . 96 (Проф . Жирыундский . «Начала.. 1921 r. № I .). «Бросьте, забудьте, плюньте на розовый куст и на прочие мерлехлюндии из арсеналов искусств! Кому это интересно, что «ах, вот бедненький, как он любил и потом был несчастным!» (Маяковский. «Приказ № 2 по армии искусства») Итак, содержание, сюжет не входят в об­ ласть поэзии. Главное - форма. Один из печальных примеров «специализа­ ции» в искусстве. Другой пример мы видим в Н. Богданов-Бельский. Трудная задача.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1