Тверская старина, № 4 1994 г.
ПОИСКИ. НАХОДКИ.ОТКРЫТИЯ театре, где эта «специализация» потребовала от актера только игры, без связанных с ней пережи ваний, иначе, исключительного знания и умения владеть техникой, т. е . формой своего мастерст ва. Оrсюда культ театральности, этой «истинной доминанты новой театральной эпохи». (Евреи нов. «Театр у животных». Петр. 1924 г.). В искусствах пластических, в частности, в живописи, мы, ст_ав на путь той же «специализа ции», сначала провозгласили «чистую живопись» как культ света и цвета:, отнюдь не рисунка, потом перешли к отрицанию психологии и, наконец, сюжета,создав «беспредметную живо пись» . Форма получила в живописи свое самос тоятельное, независимое бытие, что привело к кубизму. Стремление раз- ложить форму на элемен ты, чтобы выразить нахо дящуюся в них материю во времени и пространстве, родило футуризм. Кубо футуризм есть соединение того и другого. В результа те картины, перед которы ми большинство из нас не доумевает ... мысль и чувство , вызывающий в вашей душе ряд дорогих русскому человеку воспоминаний и на строений, - таково содержание произведений художника , такова «пища», которую дает нам его творчество, понятное и простое , как проста в своем величии та природа и край, где впервые увидел свет этот художник. Всмотритесь в«Труд ную задачу», «Будущего инока►>, «Мечтателя►>, «Приятелей►>, «Талант и поклонник►> (прод. в Америку), «Социализацию►>, «Старого скрипа ча►>, <<На работу►> , «В деревне ►>, «Юного работни ка►> - везде вы увидите подтверждение такой именно характеристики «духовного лица►> Н. Богданова-Бельского, таковым оно является и в самой первой его картине «Будуший иною> , и в известных его вещах , как «Воскресное чтение ►> , «Со борование» (Муз. Алекс. Ш. ), и в произведениях , написанных недавно: <<Та лант и поклонник►> , «При ятели» и др . Все это , так сказать, есть «передвижни чество» нашего художника, понимаемое в самом um- роком смысле данного сло ва, осуждаемое новейшей живописью, культивирую щей только одну форму, изгоняющей из картины всякое содержание, даю щей пmр;у только одному глазу,авкубо-футуризме - неизвестно чему ... А между тем мы по основному складу нашей психики, право, дилетан ты. Наш дух - это синтез воли, чувства и разума. В каждом акте воздействия на окружающий нас мир и восприятия его у нас объ единяются в той или дру гой степени воля, чувство и разум, т.е. «пища» нужна всем им, иначе мы будем неудовлетворенными и «не доумевающими» . Н . Богданов-Бельский . Талант и поклонник . Было бы, однако , большой оumбкой думать, что творчество Богданова Бельского ограничивается одним только содержани ем, что в жертву последне - Не лежит ли корень современного кризиса искусства в его «специа лизации», в данном случае - в излишней «фор мализации», приведшей, как мы знаем, к невоз можным уродствам в области искусства? .. » 111 Своим рассказом о себе Н.П. Богданов Бельский дал нам ключ к пониманию его твор чества. Русский человек с головы до ног, корня ми вросший в быт родной деревни, чутко при слуumвающийся к голосу окружающей его с детских лет природы, любящий и знающий крестьянскую детвору, умеющий, как никто, подмечать и изображать ее сложный в своей непосредственности духовный мир, увлекатель ный и трогательный рассказчик, будящий вашу 97 му приносятся живопись , рисунок. Сколько, например, замечательной эк спрессии при художественной форме в картинах «Будущий инок», «Трудная задача», «Талант и поклонник». Как много говорят лица крестьян ских детей. А разве не красочен «Летний вечер►> с его чисто импрессионистской манерой письма, красным платком на голове девочки? Интересен также выдержанностью общего тона, игрою све та и тени «Бывший защитник родины», где за восприятием вашего глаза следует с необходи мостью определенное душевное переживание , вызванное содержанием картины . Не могу также не обратить вашего внимания на «Старую Ригу», очень любопытную по характеру живописи и краскам,.и пейзаж «Развалины в Кокенгузене», полный настроения и колоритности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1