Тверская старина. № 1 1995 г.
из почты ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА .те. В шести книгах опубликовано восемь номеров . Отрадно, что пять книжек воспроизвели обложку • Тверской старины •, изданной в Старице под редакцией А.Н . Вершинского в типографии И.П. Крылова ... Внимательно прочитаны все публикации последнего, третьего номера журнала за 1994 год. Все они посвящены истории Тверского края. Особый интерес вызвали письма tТверской полубогини• великой княгини Екатерины Павловны, любимой сестры Александра I. Татьяна Леонтьева в своей глубокой по содержанию исследовательской статье •Формирование и деятельность церковной интеллигенции Тверской губернии• показала эту деятельность во второй половине 19-ro столетия вплоть до Октябрьского государственного переворота в 1917 году. Роль священнослужителей в формировании нравственных качеств тверских крестьян и наемных рабочих - неоценима. Разгула преступности, который мы наблюдаем в наши дни, тогда не было только потому, что православные заповеди способствовали с раннего детства воспитанию самых лучших человеческих качеств . До закрытия церквей в 30-е годы (хотя одновременно с церковными службами велась грубая антирелигиозная пропаганда в школах и клубах) продолжалось формирование христианских норм морали и нравственности у подрастающего поколения. Оно с оружием в руках встретило фашистскую армаду в 1941 году и изгнало непрошенных гостей из своей страны: советские воины того времени были воспитаны в православных храмах и своими родителями, свято хранящими христианские заповеди. Церковнослужители были не только проповедниками учения Иисуса Христа, но и своеобыч ными исследователями истории родного края. Автор называет среди них и священника А. -Ушакова. Эта фамилия в наши дни никому не известна, хотя она достойна человеческой памяти. Он был священником Юрьевской церкви Старицкого уезда. К 1900 году церковный приход состоял из 9 деревень, села Юрьевское и поместий Рождественно и Клеопино. В этих селениях было 376 дворов , в них проживало 1290 мужчин и 1460 женщин. С июля 1891 года священником церкви стал Алексей -Ушаков, который вместе с единомышленниками нес крестьянам прихода •разумное, доброе, вечное• - просвещение. Еще в 1879 году стараниями покойного священника Гавриила Матвеевича Соколова на средства прихожан и церкви была открыта Юрьевская земская школа. Задолго до ее открытия в длинные зимние вечера сельская молодежь по просьбе служителей церкви собиралась в просторной крестьянской избе . Грамотные священники или их дети читали книжки с рассказами русских писателей, а остальные слушали. Особенно любопытнь~е юноши и девушки после чтения с помощью священников узнавали буквы и слоги, составляли слова. Число неграмотных до 35-летнего возраста в приходе было самым низким по уезду. Во вновь открытой земской школе законоучителем был священник Алексей -Ушаков, а учителями - дочери умершего Соколова, Мария и Лариса. Первая окончила школу Максимовича в Твери, а вторая -' Ржевское епархиальное училище. Стараниями Алексея -Ушакова в 1902-03 учебном году в приходе открылась Сасынская церковно -приходская школа. Для ее строительства Синод выделил 450 рублей. Недостающие средства для строительства, приобретения оборудования и учебных наглядных пособий были выделены из церковной кассы и собраны прихожанами школьного района. В следующем году была построена Сорокинская церковно-приходская школа на средства местной церкви и Синода в сумме 900 рублей. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1