Тверская старина. № 1 1995 г.

из почты ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА .те. В 1900 году по предложению Алексея Ушакова строится церковный кирпичный завод. С началом изготовления обожженного кирпича начинается строительство церковной ограды под руководством местного крестьянина Льва Яковлевича Сперанского. Алексей Ушаков был неутомимым исследователем окрестных мест, бытописателем и собирателем древностей. Только в 1910 году книгоиздателем Старицы И.П. Крыловым было выпущено одиннадцать книжек-малюток для народа, написанных Ушаковым. Они были написаны стихами и прозой и доступны по своей цене для крестьян, от 10 до 25 копеек за книжку. Особенно ценными для местных краеведов и любителей старины были книги А. Ушакова .Село Юрьевское Старицкого уезда•, •Село Мичково•, •Крестьянская свадьба конца 19 века в Старицком уезде Тверской губернии•, •Тухань Весьегонского уезда•. Все книги трех названных церковных приходов охватывают большой период отечественной истории с 16-го века по I-e десятилетие 20-го столетия. Татьяна Леонтьева не раскрывает сущности черносотенного движения в Тверской губернии. •Учредительное собрание .Союза русского народа• состоялось в Твери, но фактически центром дви­ жения. стала Старица, где начал выходить печатный орган объединения •Тверское Поволжье•. Изда­ телем газеты является известный в губернии своими ортодоксальными правыми взглядами житель города Старицы И.П. Крылов•, - пишет Леонтьева (стр. 21). ' В этой цитате Иван Петрович показан человеком с •Ортодоксальными правыми взглядамиt. Не каждый читатель поймет смысл этого определения. В моем понятии ортодоксия - правильное мнение об основах какого-либо учения или противопоставление иной вере, учению. •Союз русского народа» (1905 г. )- массовая организация, членами которой были представители мелкой буржуазии, духовенства, незначительной части крестьян и рабочих. Программа •Союза•: единение и нераздельность России, сохранение самодержавия при постоянной заботе о народе. В течение тоталитарного коммунистического правления черносотенцев считали ярыми врагами существующего строя. Таким считался всеми забытый член •Союза• Иван Петрович Крылов, почетный гражданин Старицы. Он славу городу принес своим неутомимым трудом·археолога-самоучки, книгоиздателя, журналиста и местного исторического писателя. Забыт же Иван Петрович незаслуженно. До октября 1917 года в России было множество партий и •Союзов•, которые в своих целях и программах ставили единственную цель - сохранение целостности России и улучшение жизни трудового народа. За это боролся и Иван Петрович. Его можно назвать старицким Сытиным. Только в 1910 году в его типографии было отпечатано 33 книжки местных авторов. За все советское время была издана только одна книга старичанина Д. Цветкова. <• Старица и ее окрестности•, значительно искаженная, по признанию автора, журналистом М. Майстровским. Издателей, подобных Крылову, в губернии не было. Кроме книгоиздательства его усердиями издавались газеты . тверское Поволжье• и •Жало•, а перед I-й мировой войной исторический журнал «Тверская старина». Не аттестованный ученый оставил заметный след в археологии, метеорологии и истории местного края. Он проводил раскопки славянских курганов на берегах Волги, вел наблюдения за погодными явлениями на Старицкой метеостанции, написал несколько книг по истории Старицы и уезда. Всю свою сознательную жизнь он собирал предметы старины, разбирал их по времеци изготовления. Все эти бесценные предметы •давно минувших дней• хранились в девяти витринах в одной из комнат дома. Это собрание древностей составило экспонаты краеведческого музея в Старице после национализации советским правительством дома и имущества Ивана Петровича Крылова. Дмитрий Смирнов. Село Глебово. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1