Тверская старина. № 1 1995 г.

Леонид Жолудев Генерал-лейтенант авиации ПРИКАЗАНО­ ЗАКРЬIТЬ БРЕШЬ ... Автор воспоминаний - Герой Советского Союза Леонид Васильевич Жопудев. Он спужип в 1 50-м скоростном бомбардировочном авиационном попку, который в июле-сентябре 1941 г. поддерживал с воздуха боевые действия наших наземных войск, развернувшиеся против гитлеровских захватчиков в западной части Калининской области. Во время одного из вылетов самолет, которым командовал лейтенант Жопудев, бып вынужден совершить посадку во вражеском тылу . Командир экипажа вместе со штурманом сержантом Н.Ф. Аргуновым и воздушным стрелком-радистом сержантом И.В. Копейкиным оказались в партизанском отряде, действовавшем в районе поселка Непидово (ныне город). В начале 1942 г. всем троим удалось благополучно вернуться в родной авиаполк . в первой половине августа, когда, казалось, фронт наконец-то ста­ билизировался и наступление немцев окончательно провалилось, оче­ редная неудача советских войск на Запад­ ном направлении снова обострила обста­ новку. Превосходящие силы гитлеровцев прорвали нашу недостаточно глубокую оборону в районе станции Кунья и вышли в тыл 22-й армии. Закрыть обра­ зовавшуюся брешь, видимо, бьmо нечем . Наши войска начали ускоренно возво­ дить укрепления по реке Западная Двина. Телеграммы, одна тревожнее другой, бесконечными узкими лентами сползали с телеграфных аппаратов. Такие слова, как : <<Всеми силами ... немедленно ... по готовности ... с целью задержать продви­ жение ... >>, говорили сами за себя и тре­ бовали немедленных действий. Первой эскадрилье бьmо приказано : штурмовыми ударами остановить танко­ вую колонну на дороге станция Кунья - Торопец. Бьmо ясно: не от хорошей жизни бомбардировщикам ставится та­ кая задача. Достаточно бегло ознако­ миться с данными СБ, чтобы выяснить его почти полную непригодность для штурмовых действий по танкам. Мало того, что самолет не имел брони и его могли сбить с земли из любого, даже 2- 1834 стрелкового оружия, на нем не бьmо и крупнокалиберного вооружения, при­ годного для поражения боевой техники . Дв~ спаренных пулемета ШКАС калиб­ ром 7,62 мм у штурмана и один такой же у радиста - вот и все, из чего мы могли вести огонь. На бомбы надежд бьmо значительно больше, но они малоэффек­ тивны при борьбе с рассредоточенными танками на марше или в бою. Командир полка уточнил боевую задачу и подал команду <<По самолетам!>>. Итак, нам предстояло нанести бомбовый удар с высоты 800 метров из боевого порядка <<пеленг одиночных самолетов>>. Каждый экипаж прицеливался самос­ тоятельно, а сбросив бомбы, переходил вслед за командиром к штурмовым действиям. Построение над целью - <<круг одиночных самолетов>>; высота штурмовых ударов - 30-50 метров. Через несколько минут после сигна­ ла с КП эскадрилья, возглавляемая майором Полбиным, уже легла на за­ данный курс . Правым ведомым у командира следовал Виктор Ушаков, место слева занял мой экипаж. Пока летели над своей территорией, были минуты для размышлений, и я все время ломал голову над информацией, . с которой нас ознакомили . Из нее 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1