Тверская старина. № 1 1995 г.

ЛЕОНИД ЖОЛУДЕВ. ПРИКАЗАНО ЗАКРЫТЬ БРЕШЬ ... зенитные пулеметы, путь самолетам преградили снопы разноцветных трасс. Они, конечно, не заставили нас повер­ нуть обратно, но ·напомнили о необхо­ димости маневрировать. Когда перед самым носом нашего самолета возникли сразу четыре трассы, я резким маневром обошел их, а затем снова довернул на колонну. Попаданий, однако, избежать не удалось - одна из очередей прошла по правому крылу, и на гладкой дю­ ралевой обшивке зачернели пулевые про­ боины . Похоже, машина получила незна­ чительные повреждения, можно продол­ жать штурмовку. Отклонив штурвал, убеждаюсь, что бомбардировщик управ­ ляем, переношу взгляд вперед, на веду­ щего, и вижу, что я немного отстал. До­ бавляю обороты, смотрю на приборы: час от часу не легче - стрелка указателя температуры воды правого мотора, под­ рагивая, ползет к предельной красной черте. По инструкции, во избежание по­ жара, нужно выключить зажигание мото­ ра, но я медлю ~ еще теплится надежда, что просто неисправен термометр. Нет , дублирующие приборы не оставляют никаких надежд - растет температура и падает давление масла. Все! С сожале­ нием выключаю правый двигатель, даю полные обороты левому. Самолет теряет скорость, его заносит вправо. Жму на левую педаль, кручу триммер. Стало по­ легче, но чисто физически . А морально ... Впрочем, и теперь, когда пилоти­ рование самолетом усложнилось, мы еще не побеждены - опыт полетов на одном моторе есть. Вспоминаю мнение Валерия Чкалова, что даже для дальних перелетов достаточно одного, но на­ дежного мотора. Ведь он с товарищами без колебаний повел свой одномоторный АНТ-25 на штурм ледяного безмолвия . Герои проложили невиданную в истории авиации трассу из Москвы через Север­ ный полюс в Америку. Наш М -100 мощностью 860 лоша­ диных сил - двигатель надежный, вытя - 2• нет, во всяком случае, до ближайшего аэродрома в районах Торопца или Андреаполя. Сообщаю о своем решении экипажу, разворачиваю самолет на 90 градусов влево и тут вижу, как Полбин качнул свою машину с крыла на крыло и пошел в очередную атаку. За ним ринулись остальные самолеты эскад­ рильи. Не знаю почему, но показалось, что командир полка именно мне подал сигнал, как бы давая знать , что ничего сверхъестественного не произошло и, пока боевая машина держится в воздухе, ее экипаж должен уничтожать врага. Энергично, насколько позволяет скорость , разворачиваю машину и по внутреннему кругу занимаю свое место в строю, но сразу же убеждаюсь, что на прямой в группе не удержусь - слишком мала скорость. Штурман что-то кричит по СПУ, но плохо его слышу, приказы­ ваю вести огонь, а сам принимаю все меры, чтобы не отстать от ведущего, но мои усилия тщетны. К счастью, исправ­ ный мотор тянет на <<максимальном режиме>> нормально .. . Тем временем враг разгадал нашу тактику и возможности, понял, что после сброса бомб мы остались практически безоружны со своими безопасными для танковой брони пулеметами. Огонь с земли резко усилился, и мой плавно проплывающий в небе тихоход оказался заманчивой мишенью . Я · это сразу почувствовал, глядя на скрещивающиеся вокруг трассы. Утешало только то, что экипаж продолжал вести ответный огонь. Значит, мы боролись, как и положено воинам, до конца, до последнего патрона . А я, удерживая машину на боевом курсе, на всякий случай подыскивал на мест­ ности подходящую площадкудля вынуж­ ден ной посадки . Сплошной линии фронта здесь не было, и сохранялись известные шансы в случае приземления прорваться к своим на восток. В конце концов наш самолет далеко отстал от группы, остался один в небе, и 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1