Тверская старина. № 1 1995 г.
Александр Семенов· Генерал-лейтенант авиации ВОЙНА ВОШЛА В НАТТТ ДОМ Герой Советского Союза Александр Федорович Семенов (1912-1979) - уроженец дер. Заболотье Калининского района Калининской области. Закончив школу ФЗУ, до призыва в армию работал сменным мастером на фабрике «Пролетарка» в Калинине. Летному мастерству учился в 1937 - 1938 гг . в небе Испании, помогая защищать революционную республику. Участник боев с белофиннами. Великую Отечественную войну начал в должности командира авиаэскадрильи. 2 октября 1941 года после сильной авиационной подготовки немецко фашистская группа армий «Центр>> основными своими силами обрушилась против войск нашего Западного фронта. Двумя днями раньше очень мощный удар был нанесен также по правому флангу соседнего Брянского фронта. Началось генеральное наступление противника на Москву . Наш полк в спешном порядке переба зировался ближе к Ржеву. Возобновились · боевые вылеты на прикрытие наземных частей, на штурмовку вражеских колонн, прор вавшихся в районе Холм-Жарковский, а также на отражение ударов немецкой авиации по Ржеву. Воздушная обстановка, как, впрочем, и наземная, была напряженной . Против трех с половиной сотен самолетов, имевшихся к началу этих событий в распоряжении коман дования Западного фронта, враг выставил до тысячи боевых машин . Наиболее тесно взаимодействовали мы тогда со смешанной авиадивизией генерал майораавиации Героя Советского Союза Г . Н. Захарова, штурмовым полком майора Л.Д . Рейно, отдельными истребительными полками под командованием майора А.В. Юдакова и майора Ю. М Беркаля, а также с летчиками отдельной эскадрильи, которой командовал тогда капитан В . А. Зайцев. Командиров я этих знал достаточно хоро шо, особенно Юдакова и Зайцева . И на них самих, и на их подчиненных можно было по ложиться при любых превратностях судьбы. В юдаковском 29-м истребительном полку на вооружении состояли самолеты И-16. Но народ там подобрался на редкость боевой. Хорошо помню, как однажды на наш аэродром произвела посадку шестерка из 29-го. Летчики были в потрепанных регланах, в побелевших от солнца шлемофонах, но достаточно бодры ми, даже жизнерадостными. <;>ни только что разогнали группу <<юнкерсов>>, пытавшихся бомбить наши войска. Мы их накормили, заправили самолеты топливом и искренне подивились, как они еще ухитряются летать на своих <<ишаках>>, иссеченных пулями и осколками снарядов. Этому полку первому в истребительной авиации было присвоено звание гвардейского. Не хуже оказалась и эскадрилья капитана В . А. Зайцева. Впоследствии он командовал полком, лично уничтожил в воздушных боях тридцать шесть вражеских самолетов, стал дважды Героем Советского Союза. К вечеру 1 О октября положение под Ржевом стало критическим . Весь руководящий состав нашего полка пригласили в штабную землянку. У Сергеева был хмурый, даже несколько растерянный вид. - Немцы вышли к Волге, - объявил он . - От нас их отделяют три-четыре километра. Что будем делать? - А из дивизии какой приказ? - спросил капитан Хлусович . - С дивизией связь прервана .. . Что же предпринять? Самым логичным казалось- перебазироваться на другой аэрод ром в направлении Калинина . Завтра немцы подтянут к Волге артиллерию , М:инометы и начнут обстреливать нас. Но ведь есть железное требование: <<без приказа - ни шагу назад>>. Кто посмеет его нарушить? - Надо ждать указаний из дивизии, - предложил Хлусович. - Как-нибудь продержимся день-два , а там, если связь не восстановится, переба зируемся на свой страх и риск. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1