Тверская старина. № 1 1995 г.

И.С. Фомин НА КАЛИНИНСКОМ Автор воспоминаний Герой Советского Союза Н.С. Фомин в период описываемых событий, которые относятся к осени 1942 - весне 1943 гг., был командующим артиллерией 43-й армии. п ереброска армейского управле­ ния на Калининский фронт была совершенно неожиданной. Везли нас по железной дороге с не­ вероятной скоростью, доходящей местами до 115 километров в час. Калинин, Торжок, Кувшиново, Осташков, Андреаполь ... Неуже­ ли еще дальше? Дальше, дальше. Торопец, Старая Торопа ... Но вот ~ачинается движение по грунту - это совершенное мучение. Дорога - <<Вы­ дающееся» произведение инженерного ис­ кусства: молодой кругляк, уложенный наис­ кось, обеспечивающий трясучее, душу выма­ тывающее движение в одну сторону до бли­ жайшего «разъезда>>, где <<полотно>> расши­ ряется до возможности разойтись двум встреч­ ным машинам. Скорость километров 1 О в час. Оказывается, других дорог здесь в лесисто­ болvтистом краю и не придумаешь, тем более что материал под рукой и в неограниченном количестве. И мы трясемся все дальше в тот самый угол Калининского фронта, который глубоко вдавался на юг чуть не под самый Смоленск и который всегда производил, признаться, непривлекательное впечатление. Это - глу­ бокий мешок. На дно его мы и приехали. Здесь партизанский отряд Бати . Леса и болота. Будем дальше углублять этот мешок . Словом - к Смоленску. Получили новые дивизии и вместе с со­ седней 41-й армией сил имеем порядочно . Ведем подготовку. Сосредоточиваем все, что можно. Однако отстали не только армейские, но идивизионные тьmы . Все железнодорожные станции, от которых мы ушли уже на 100 километров, бомбятся - видимо, немец разнюхал. Дает себя знать и косая брусчатка дорог, затрудняющая подвоз на только горючего, но и продовольствия. О боепри­ пасах - этом наитяжелейшем грузе - и говорить нечего: по железной дороге подошла пока одна пятая, а подвезли по грунту не больше шестой части . Отсюда - летят кувырком все сроки . При самых благоприятных обстоятельствах и при самых скромных подсчетах на подвоз потребуется еще суток десять. А немец уже, кажется, все знает, так как указывает на 1:1ас в своих . листовках. Должно, его шпионы работают. Работают и его войска. Если вна­ чале по данным разведки у неr:о здесь почти ничего не было, то сейчас - масса дзотов и разных укреплений. И все это растет ежедневно. Пока мы изготавливаемся, его полоса будет в таком состоянии, что наши средства , рассчитанные на преодоление одно­ го сопротивления, могут оказаться уже не­ достаточными . А грязь все увеличивается, и машины еле ползут - с брусчаткой плохо, а без нее еще хуже. Бьm комфронта М . А. Пуркаев . Человек , видимо, хороший. Но для острастки нет-нет да и закричит на кого-нибудь. С подготовкой операции дело идет из рук вон плохо . Все машины стоят в грязи и ничего не могут подвезти. Сроки подошли, а снарядов нет. В наш адрес мечутся громы и молнии ... Немец также подбадривает, прилетая бомбить ежедневно раза по два-три. Бросает рядом по дороге, по соседним селам , хотя нас пока не трогает. От этих воздушных дел нервы начальства играют еще больше. Все перестали смеяться: смех заменен крепкими словами. Трудимся столько, что день перемешивается с ночью, обед с ужином, сон с бдением . Даже во сне видятся только атрибуты своей рабо­ ты - сон становится как · бы продолжением дня и его забот. Без конца так продолжаться не могло. В итоге задачу нам отменили, все усиление от­ няли и нас перевели на оборону. Мучительно перевезенные снаряды. не менее мучительно пришлось увозить обратно. Надежды на наступление лопнули, и настали будни. Как ни велики наши огорчения, но они - ничто по сравнению с радостью от заме- 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1