Тверская старина. № 1 1995 г.
ВЕЛИКОМ-У ПОЭТ-У РОССИИ Смерть бабушки и получение в наследство И!"{ения в с. Воскресенском и деревне Сергиевке Калязинского уезда позволили Юрьеву оставить службу, более он в госу дарственных учреждениях не служил. Поселившись в своем имении, он углубленно занимается математикой, особенно разделом небесной механики. Эти занятия позволяют ему в 1854 r. получить должность астронома наблюдателя при обсерватории Московского университета. Как член-учредитель математического общества при университете он активно участвует в его работе, выступив с двумя рефератами в журнале общества. · Начавшаяся болезнь глаз вынуждает его бросить работу в университете и уехать за границу для лечения. Заграничная поездка растянулась на несколько лет. В Париже он докладывает итоги своей работы в области небесной механики, одобренные видными членами Па рижского института Леверье, а Парижская академия избирает его своим шочетным корреспондентом• за труды по математике. Кто знает, повернись судьба Юрьева по иному, возможно, Россия получила бы знаменитого математика? Свою заграничную поездку Юрьев использует и для посещения лекций в университетах Франции, Германии, для углубления своих знаний в философии (эта наука во время учебы Юрьева в Московском университете изучалась на математическом факультете), истории литературы, в области эстетических проблем и сценического искусства, прежде всего драмы, что, как уже отмечалось выше, влекло его с юношеских лет. Современники утверждали, что он сам был неплохим актером и еще студентом участвовал в постановке пьес Шекспира. После возвращения из-за границы Юрьев живет в своем калязинском имении, содействуя успешному проведению крестьянской реформы 1861 r. в своем имении и уезде. На свои средства организует в имении школу для обучения крестьянских детей и один из первых народных театров, в котором под его руководством актеры из крестьян ставили и играли пьесы Островского, Писемского, пере деланные Юрьевым народные сказки. Знакомство с Европой, ее наукой, культурной жизнью расширили не только знания Юрьева, но и привели к определенным изменениям в его представлениях о будущем России. Примыкавший в 40-е годы к группе славянофилов, Юрьев в 70-80-е годы отходит от ортодоксального славя нофильства, соединяя некоторые его положения с дости жениями западноевропейской общественной мысли. Будучи сам человеком высоконравственным, Юрьев отводил бо.цьшую роль в духовности общества нравственной с.тороне. В нравственном единении человека с остальными членами общества он видел •хоровое, соборное начало•, 62 как он любил говорить, начало, помогающее человеку обрести высшую правду жизни, подлинный путь к овеществленной истине. • Человек только в союзе с другими людьми является нравственной личностью•, - утверж дал он. Конец 70-х и 80-е годы - время наивысшего расцве та творческой и общественной деятельности С.А. Юрьева. Энциклопедическая образованность, блестящие лек торские способности принесли ему любовь слушателей. Он преподавал математику в Николаевском сиротском ин ституте, немецкую литературу и историю драмы с древнейших времен до середины XIX века на женских курсах Герье, читал лекции о сценическом искусстве. на театральных курсах. Юрьев был душой московских вечеров, на которые собирались люди мыслящие, ищущие, талантливые. Слушавшие его современники говорили, что «уже одни его беседы были серьезным обществен ным служением•, что это был подлинный художник уст ного слова. Значителен вклад Юрьева и в российскую драма тургию. Изучив специально испанский язык, Юрьев пере вел несколько драматических произведений испанских драматургов Лопе де Вега и Педро Кальдерона, в том числе и •Фуэнте Овехуна• - народно-героическую драму первого драматурга, которую знатоки считают едва ли не лучшей во всем испанском театре. В переводах Юрьева в Большом и Малом театрах Москвы с участием замечательных актеров ставились трагедии Шекспира •Король Лир• и «Макбет•. Академия наук, высоко оценив его перевод «Макбета•, присудила Юрьеву Пушкинскую премию за 1887 год. Вероятно, это единственный тверитянин, получивший почетную Пуш кинскую премию. Весом вклад Юрьева и в журнальное дело в России. Он стал основателем и редактором двух журналов - «Беседа• и •Русская мысль•, привлекавших к себе читателей своей гражданской и нравственной позицией, оригинальностью и свежестью материалов. Не случайно журнал •Беседа• просуществовал лишь около двух лет (1871-1872 rr.). С 1880 r. Юрьев начал издавать журнал «Русская мысль., выходящий до конца 1917 r. Журнал быстро стал одним из читаемых в России, хотя, к сожалению, из-за интриг в редакции Юрьев вынужден был в 1885 r. оставить редакторский пост. В обоих журналах Юрьев опубликовал ряд своих интересных статей и переводов. Нельзя не отметить и того, что в журналах Юрьева участвовали виднейшие пис!lтели, поэты, философы, историки и общественные деятели того времени. Достаточно сказать, что в •Русскую мысль. к Юрьеву отдал Лев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1