Тверская старина. № 1 1995 г.
Речь, произнесенная С.А. Юрьевым, при открытии им публичного заседания Общества Любителей Российской Словесности, 7 июня 1880 года в г. Москве с смущением, полным благоговения, перед величием торжества, нас здесь соединив шего, открываю я это заседание Общества Любителей Российской Словесности, существую щего более полустолетия, с 1811 года, и единст венного в России, в числе членов которого, в преж ние ·времена, блистали имена славных двигателей русской мысли и русского слова: Карамзина, Жу ковского и других; а в наше время блистают име на не менее славных представителей мысли и художественного слова, которых я не называю потому, что их имена на устах всех; наконец, Общества, членом которого с 1830 года состоял величайший наш народный поэт А.С. Пушкин 1 , и теперь как бы присутствующий среди нас в лице своего семейства, навсегда дорогого для русской земли. Нет для народа: торжеств выше тех, которые соединены с воспоминаниями о великих людях, двинувших вперед его жизнь и просвещение, и из этих воспоминаний наиболее возвышающее душу есть, конечно, воспоминание о великом народном поэте . Таково значение настоящего нашего собрания и настоящих торжественных для нас дней. Все мы до единого готовились встретить эти дни с особенно радостным чувством; но эта радость была нарушена великим для всего русского народа горем, - кончиною Русской Царицы2, Супруги возлюбленного нашего Монарха, которой верую щая, исполненная глубокой любви душа, светлый и просвещенный ум и преданное святому долгу сердце посеяли столько добра на русской земле. Достаточно упомянуть о неусыпном попечении покойной о женском образовании и об учреждении Общества Красного Креста, уврачевавшем столько страданий, принесшем столько утешений семейст вам погибших за Отчизну. Об этом знает каждый 64 на всем пространстве обширной Руси, и светлый образ отошедшей от нас Матери русского народа сохранится как святыня на веки веков в памяти народной. И невозможно, немыслимо было бы для нас настоящее торжество, если бы оно было прос тым увеселением, если бы не наполняло наш дух возвышенными, глубокими думами. Источник одушевляющего нас теперь чувст ва - не суетное тщеславие, не горделивая радость, что среди нас родилось такое украшение природы человека, как Пушкин. Гениальность его дар свы ше, а дело, им совершенное, есть его великий под виг. Источником вдохновляющего нас теперь чувства служит созерцание того прекрасного и святого, которое заложено в основу природы рус ской души и раскрыто в созданиях нашего поэта, созерцание, возвышающее наш дух и укрепляю щее наши нравственные силы и уразумение того мирового значения русского народа, которое выясняется при таком созерцании. Отрекитесь от всего случайно навеянного на вашу душу, от всего предвзятого в вашей мысли и вникните во внутренний смысл созданий Пушкина, и перед вами раскроются тайны души великого поэта и ее творчества, этого чуда из чудес, этого венца творений Божиих, и тайны души русской, движение тех сокровенных сил ее, которые строят наше будущее, свыше определенное нам. Вы ясно увидите, как в душе такого поэта, как Пушкин, которая, по его собственному слову, по добно эху отзывается на все движения жизни и звуков природы, не проронив ни единого из них; в душе, одаренной тою впечатлительностью, кото рая с необычною ясностью отражает все формы и краски природы во всех их подробностях и оттен ках, тою прозорливостью, которая в этом мире явлений, беспрерывно изменяющихся, преходя щих и возникающих, открывает неизменное,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1