Тверская старина. № 1 1995 г.
непреходящее, типичное или, . как привыкли выражаться, идеальное, то, что живет во всех этих изменениях как в живых формах проявлений своего бытия; в душе, наконец, одаренной тем ясновидением, которое за этим миром явлений созерцает то невидимое, но единое истинно су ществующее и вечное, для которого весь ощу щаемый мир служит как бы живою одеждою; увидите, говорю, ясно, как в такой душе совер шается чудо слияния этого внешнего конечного мира с внутренним бесконечным и в этом слиянии образуется красота, напоминающая душу поэта, и как из этой красоты возникают и создаются обра зы, насквозь проникнутые идеей, их породив шею, и дышащие всеми силами реальной жизни, полные правды и разума. Вы увидите ясно, как такой поэт, живущий всею полнотою жизни своего народа, возводит эту жизнь к ее идеальным типам, к ее основным началам, и она, освещенная в его творениях све том вечной истины, сама, так сказать, выдает в них свои тайны и выясняет свое высокое назна чение. И народ, в лице -тех, чей слух и ум отверс ты для слова красоты и истины, охваченный си лою вдохновенного слова поэта, проникает в глу бину его созерцаний, и мысль народная как бы свыше осеняется великими помыслами, и воля народа окрыляется энергией на совершение исто рического подвига. Поистине нет для народа вос поминаний выше воспоминаний о его великом народном поэте, соединенных с созерцанием внут реннего смысла и великих красот его созиданий. Что таково значение нашего торжества, что таково значение Пушкина и его созданий, в том сви детельствует тот общий восторг, который охватил все классы нашего общества, людей всех нап равлений при первой мысли о праздновании, пос вященном воспоминаниям о Пушкине, и откры тие п~мятника ему неожиданно превратил в общественно-народное торжество. Здесь предста вители всех классов нашего общества, здесь пред ставители практического русского труда, здесь 5- 1834 РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ С.А. ЮРЬЕВЫМ -- . представители русской мысли и слова, здесь представители русской печати, депутаты русских ученых, художественных, литературных корпо раций и учреждений. Все они свободно собрались сюда, чтобы праздновать вместе этот общий праздник, и некоторые из них скажут свое мно гозначащее слово. Они раскроют перед вами в возможной для настоящих заседаний нашего Общества полноте характер и глубину содержа ния поэзии нашего бессмертного поэта; я же, хотя бы и мог подтвердить и выяснить из самих созда ний Пушкина высказанное мною в общих чертах о нем как о великом народном поэте, но, стесняе мый краткостью времени, которым могу теперь располагать, предоставляю это силам более меня талантливым и ограничусь немногим. Пушкин стоял на рубеже двух периодов исто рического развития нашей народной жизни . Он пришел к нам в тот момент, когда сила нашего государства стала на высшую точку своего внешнего могущества и должен был начаться поворот сил нашего народа на устроение его внутренней жизни на началах самодеятельности~ правды и нравст венной красоты. Прозорливый ум поэта, измерив страшную высоту, на которую была поднята русская госу дарственная сила бесстрашною волею царя-ис полина, и ту зияющую бездну, .Над которою навис ла эта сила, обращается к образу Петра Первого, изваянному гениальным создателем памятника ему: Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта. А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1