Тверская старина. № 1 1995 г.
ВЕЛИКОМУ ПОЭТУ РОССИИ Но этот самый чудотворец исполнен был воплощением той великой нравственной силы всеобъемлющего русского духа, которая с само отречением до забвения о себе отдается делу доб ра, той силы, которая дала увидеть миру неслы ханное в истории человечества: царя передовым тружеником на всех путях народной жизни , повелителя миллионов простым работником с топором в руках среди работников простых. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Созерцая эту нравствен •· ю мощь русского духа, поэт, ужаснувшись страшного полета го сударственной силы, как бы несущейся в бес конеч;юсть, невзирая на отверстую бездну под ногами, не смутился духом и сказал: В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни. Это пророческое слово надежды имеет всю силу несомненной истины в устах именно Пуш кина . Пушкин знал природу русскую и чувствов~µу в себе ее силы. Одаренный богато, кроме поэти ческого гения и глубокого тонкого ума, всеми да рами, свойственными русскому духу, он пере- чувствовал все, что может и как может чувствовать русский человек, от благоговейной любви к нашей седой старине до пламенного сочувствия к обще человеческим сторонам реформ Великого Петра; от глубокого восприятия в свое сердце смиренного нравственного идеала простого человека, со дна души которого он поднял образ старца Пимена, пленившего его, как он говорит сам, ,умилитель ною кротостью, младенческим мудрым простоду шием и совершенным отсутствием суетности», до восторженного увлечения вольнолюбивыми идеа лами Байрона; от страстного наслаждения широ- 66 кошумною, блестящею жизнью города и дворца, до любви к матери-пустыни, о которой воздыхая поет русский перехожий человек. Можно утвер дительно сказать, что нет русской народной осо бенности, нет глубокого инстинкта в русской ду ше, которые бы не жили в душе Пушкина и не нашли себе яркого поэтического выражения в его созданиях. Русский в душе, он был так же далек от отвле ченного идеализма, как и от грубого реализма, не идущего далее внешности явления; в нем жило то трезвое, живое чувство правды, которое схватывает все факты и явления жизни в их цельной дейст вительности и без чуждых им красок. Его великий дух был исполнен той святой простоты, в силу которой русский человек совершает великий нравственный подвиг, не замечая даже его величия, как дело простое, заурядное; чему примеров знает каждый из нас немало. Потому-то в его творениях великое и святое в жизни является в таких прос тых формах, что чувствуешь это нравственно великое не только доступным, но даже легким и как бы необходимым элементом своей жизни. И в этом великое, просветляющее душу нравственное влияние поэзии Пушкина. Припомните образ ка питана, коменданта крепости , в повести «Капи танская дочка », этого доброго и честного чело века, который имеет перед глазами только дело, возложенное на него, и, нисколько не думая под держивать внешнее величие своего звания как коменданта крепости, отдаленной от центра государства, уступает своей жене всякий раз, ког да видит, что она права, дельно заменяет его, и потом, верный до смерти своему долгу, принимает смерть от рук злодеев как нечто самое естествен ное и необходимое и так, что, кажется, он удавил ся бы сам, если б стали называть его подвиг ге ройским и великим. Вспомните Татьяну в «Онегине», которая и среди блеска высшего столичного общества, буду чи знатною дамой, остается в душе тою же уезд ною барышней Таней, какой была прежде, и пере-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1