Тверская старина. № 1 1995 г.
ВЕЛИКОМУ ПОЭТУ РОССИИ вертели в экосезах, а дома заставляли вышивать по канве собачек? Нет, я знаю, какое влияние женщи на может иметь на мнение общественное или даже на сердце хоть одного человека. Я не признаю унйчижения, к которому присуждают нас. Пос мотри на m-me de Staёl3: Наполеон боролся с нею, как с неприятельской силой ... И дядюшка смеет еще насмехаться над ее робостию при приближе нии французской армии! .Будьте покойны, суда рыня: Наполеон воюет против России, не противу вас .... Да! Если б дядюшка попался в руки фран цузам, то его бы пустили гулять по Пале-Роялю; но m-me Staёl в таком случае умерла бы в госу дарственной темнице. А Шарлотта Кордэ? а наша Марфа Посадница? а княгиня Дашкова?* чем я ниже их? 4 Уж верно не смелостию души и решительностию•. Я слушала Полину с изумле нием. А когда русские сожгли Москву, чтоб погубить французов, Полина воскликнула: .о , мне можно гордиться именем россиянки! Вселенная изумит ся великой жертве! Теперь и падение наше мне не страшно, честь наша спасена; ·никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который рубит сам себе руки и жжет свою столицуt. Глаза ее так и блистали, голос так и звенел . Я обняла ее, мы смешали слезы благородного востор га и жаркие моления за отечество. .ты не знаешь? - сказала мне Полина с видом вдохно вения; - твой брат ... он счастлив, он не в плену, радуйся: он убит за спасение России•. Я вскрикну ла и упала без чувств в ее объятия ... • Это ли не образ женщины - общественного и народного деятеля, образ глубоко правдивый; ибо не далее как в последнюю войну 5 русская женщи на, сгорая любовью к человеку и родине, среди ужасов страданий изувеченных и умирающих изумляла всех своею неодолимо самоотвержен- ною деятельностью, забывавшею во имя святого дела все, даже то, от чего невольно отвращается женская природа, перед чем, трепеща, цепенеет природа человеческая! Все побеждала непобеди мая в русской женщине любовь к человеку**. Да, в творениях Пушкина в живых образах раскрыты тайны русской души, все внутренние движения, сокровенные, глубокие с:rремления ее, и все это доведено до совершенной ясности, все взвешено глубоким и тонким умом поэта, всему определены точные границы и очертания, все, так сказать, отчеканено тою меткостью русского ума, которою блещут русские народные пословицы и поговорки . Все это переведено на вдохновенный язык ясновидящего поэтического чувства и все слито в такой гармонический строй, от которого веет на душу родной нам музыкой. Пушкин чувствовал, носил в себе этот гармо нический строй высокоразвитой русской ' души и внутренним поэтическим слухом слышал, да поз волено мне будет так выразиться, музыку этого гармонического строя русской души, тоскующей о каком-то еще неясном светлом будущем и стре мящейся к нему. И это музыкальное чувство оде ло большую часть его поэтических созданий теми элегическими звуками, родственными звукам русских песен, в которых слышится грусть, но грусть не в себе замкнувшаяся и безысходная , а разливающаяся в безбрежном пространстве, стремящаяся в ясную даль, в светдую высь. Чувствуя еще в ранних своих летах в груди своей движение самобытных творческих сил русской души и сознавая красоту и могущество тех же сил в духе русского человека, Пушкин нетер пеливо ждал, чтоб тяжесть крепостного ига, по давляющая сверху до низу, во всех слоях русско го народа, эти могучие творческие силы, была сброшена и открылся широкий простор для них: * При публикации речи С . А. Юрьева в ,Русской мысли• указана лишь начальная буква фамилии . ** Ссылки на повести •Капитанская дочка• , •Рославлев• и на поэму •Онегин• были выпущены из речи при ее произнесении ради краткости времени , для нее назначенного. (Примечание С . А. Юрьева) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1