Тверская старина. № 1 1995 г.
НОВОТОРЖСКИЙ ЗЕМЕЦ пишет Н.Т. Кропоткина: •... народное образование [...] должно было начаться с первоначального и затем дополняться для более способных учеников школой повышенного типа, дававшей более широкое общее образование. Именно общее, а отнюдь не профессио нальное, чему скорее сочувствовало Министерство просвещения. В школе повышенного типа должны были вырабатываться [ так в рукописи - Н. Л.] будущие общественные деятели деревни, они не должны были быть специалистами, а такими же рядовыми крестьянами, как и остальные, только по лучившими широкое развитие. Кроме простой перво начальной школы была устроена сеть школ повы шенного типа, [...] они обслуживались более развитыми учителями и выпускали действительно очень хорошую молодежь, но, вопреки мечтам земцев, мало ее оста валось в деревне, им тяжела была общая некультурная среда, и они стремились к дальнейшему образованию. Для проведения такой сложной сети школ требовались большие средства, бюджет Новоторжского земства был очень ограничен, но у народного образования оказались ярые сторонники, как, например, Д.Д. Романов. 25 • Дмитрий Дмитриевич стал основным исполни телем намеченных земством планов в этой сфере деятельности. В 1893-95 гг. он разработал школьные сети для всеобщего обучения в Новоторжском уезде 26 и чрезвычайно много сделал для того, чтобы осущест вить на практике разработанную им программу, несмотря на скудость земских средств. •Он неутомимо ездил по школам, присутствовал на экзаменах, вы писывал книги, лично знал всех учителей, старался объединить их и поднять их настроение, хотя по своей несдержанности и часто ссорился с ними. Для своих школ Дм. Дм. и сам был готов костьми лечь, и с другими не считался. Он готов был вырвать последний кусок от других отделов земского хозяйства. Откуда берутся деньги и как - он не интересовался, да и не знал как следует - были бы снабжены школьа (Кро поткина Н.Т. 3аписки) 27 • В 1890-1900-е гг. на первом месте в губернии по числу открытых школ были Тверской и Ново торжский уезды. Количество школ в Новоторжском уезде возросло с 40 в 1890 г. до 112 в 1907 г., из них для 49 (1900 г.) школьные здания были построены земством 28 • 76 В сборе средств на народное образование ново торжские земцы подчас проявляли чрезмерное рвение. •Экономическую основу земского хозяйства вообще мало кто из гласных знал. Велось дело все же по барски, очень похоже на то, как наши помещики вели свои собственные хозяйства, ничего не рассчитывая и не взвешивая. Облагали свои собственные земли боль шими налогами, крестьянские земли облагать высоко у нас считалось неприличным, а особенно доставалось от них промышленным предприятиям, особенно боль шие буквально разорялись земским обложением. Случалось так, что лидер либеральной партии, на собрании больше всех ратовавший за высокое обложение, возвращаясь домой, принужден был за крыть свой же лесопильный завод, так как он не мог выдержать обложение. Когда один из молодых глас ных, разбираясь в экономике, стал возражать против несообразных обложений, говоря, что это то же, что зарезать курицу, несущую золотые яйца, Дм. Дм., с трудом сдержавшись на заседании, как зверь, наки нулся на него в кулуарах, обвиняя его в недомыслии. Так верили наши либералы, что все заложенное в народное образование сторицей вернется впоследст вии •. (Кропоткина Н.Т. 3аписки) 29 • Многое из того, что удалось сделать новоторжским земцам в области народного образования, было сделано вопреки противодействию местной и центральной ад министраций, которым не нужна была излишняя инициатива земства в этом вопросе. Они видели в ак тивных, неординарно мыслящих земцах, неравнодуш ных к судьбам страны и народа, возмутителей спо койствия, виновных во внедрении нежелательного образа мыслей среди учителей и учащихся. В одном из документов Тверского губернского жандармского уп равления (1903 г.) говорится, что ведающий школами Новоторжского земства Д.Д. Романов • весьма усердно проводил политические идеи во время многих лет слу жения гласным земства и заведования школами. Он первый в уезде сумел пустить зародыши противоправи тельственных идей в среду учительского персонала• 30 • В земской службе Д.Д. Романова был перерыв с 1901 по 1904 гг. Он связан с драматическими собы тиями, развернувшимися вокруг Тверского и Ново торжского земств. На почве применения Положения Комитета министров 1899 г. о сокращении земских смет произошел острый конфликт между губернской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1