Тверская старина. № 1 1995 г.

НОВОТОРЖСКИЙ ЗЕМЕЦ пишет Н.Т. Кропоткина: •... народное образование [...] должно было начаться с первоначального и затем дополняться для более способных учеников школой повышенного типа, дававшей более широкое общее образование. Именно общее, а отнюдь не профессио­ нальное, чему скорее сочувствовало Министерство просвещения. В школе повышенного типа должны были вырабатываться [ так в рукописи - Н. Л.] будущие общественные деятели деревни, они не должны были быть специалистами, а такими же рядовыми крестьянами, как и остальные, только по­ лучившими широкое развитие. Кроме простой перво­ начальной школы была устроена сеть школ повы­ шенного типа, [...] они обслуживались более развитыми учителями и выпускали действительно очень хорошую молодежь, но, вопреки мечтам земцев, мало ее оста­ валось в деревне, им тяжела была общая некультурная среда, и они стремились к дальнейшему образованию. Для проведения такой сложной сети школ требовались большие средства, бюджет Новоторжского земства был очень ограничен, но у народного образования оказались ярые сторонники, как, например, Д.Д. Романов. 25 • Дмитрий Дмитриевич стал основным исполни­ телем намеченных земством планов в этой сфере деятельности. В 1893-95 гг. он разработал школьные сети для всеобщего обучения в Новоторжском уезде 26 и чрезвычайно много сделал для того, чтобы осущест­ вить на практике разработанную им программу, несмотря на скудость земских средств. •Он неутомимо ездил по школам, присутствовал на экзаменах, вы­ писывал книги, лично знал всех учителей, старался объединить их и поднять их настроение, хотя по своей несдержанности и часто ссорился с ними. Для своих школ Дм. Дм. и сам был готов костьми лечь, и с другими не считался. Он готов был вырвать последний кусок от других отделов земского хозяйства. Откуда берутся деньги и как - он не интересовался, да и не знал как следует - были бы снабжены школьа (Кро­ поткина Н.Т. 3аписки) 27 • В 1890-1900-е гг. на первом месте в губернии по числу открытых школ были Тверской и Ново­ торжский уезды. Количество школ в Новоторжском уезде возросло с 40 в 1890 г. до 112 в 1907 г., из них для 49 (1900 г.) школьные здания были построены земством 28 • 76 В сборе средств на народное образование ново­ торжские земцы подчас проявляли чрезмерное рвение. •Экономическую основу земского хозяйства вообще мало кто из гласных знал. Велось дело все же по­ барски, очень похоже на то, как наши помещики вели свои собственные хозяйства, ничего не рассчитывая и не взвешивая. Облагали свои собственные земли боль­ шими налогами, крестьянские земли облагать высоко у нас считалось неприличным, а особенно доставалось от них промышленным предприятиям, особенно боль­ шие буквально разорялись земским обложением. Случалось так, что лидер либеральной партии, на собрании больше всех ратовавший за высокое обложение, возвращаясь домой, принужден был за­ крыть свой же лесопильный завод, так как он не мог выдержать обложение. Когда один из молодых глас­ ных, разбираясь в экономике, стал возражать против несообразных обложений, говоря, что это то же, что зарезать курицу, несущую золотые яйца, Дм. Дм., с трудом сдержавшись на заседании, как зверь, наки­ нулся на него в кулуарах, обвиняя его в недомыслии. Так верили наши либералы, что все заложенное в народное образование сторицей вернется впоследст­ вии •. (Кропоткина Н.Т. 3аписки) 29 • Многое из того, что удалось сделать новоторжским земцам в области народного образования, было сделано вопреки противодействию местной и центральной ад­ министраций, которым не нужна была излишняя инициатива земства в этом вопросе. Они видели в ак­ тивных, неординарно мыслящих земцах, неравнодуш­ ных к судьбам страны и народа, возмутителей спо­ койствия, виновных во внедрении нежелательного образа мыслей среди учителей и учащихся. В одном из документов Тверского губернского жандармского уп­ равления (1903 г.) говорится, что ведающий школами Новоторжского земства Д.Д. Романов • весьма усердно проводил политические идеи во время многих лет слу­ жения гласным земства и заведования школами. Он первый в уезде сумел пустить зародыши противоправи­ тельственных идей в среду учительского персонала• 30 • В земской службе Д.Д. Романова был перерыв с 1901 по 1904 гг. Он связан с драматическими собы­ тиями, развернувшимися вокруг Тверского и Ново­ торжского земств. На почве применения Положения Комитета министров 1899 г. о сокращении земских смет произошел острый конфликт между губернской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1