Тверская старина. № 1 1995 г.

митру. По-видимому, заказ был выполнен в срок и с хорошим качеством, так как в 1896-1913 гг. работа по вышиванию митр была продолжена. В отчетах кустар­ ного отдела указывается: в 1897 г. вышито 9 митр, в 1898-99 гг. - 16, в 1902 г. вышивалось 3 митры. Мастерицы дорожили работой, так как могли зара­ ботать за день на этом заказе от 80 коп. до 1 рубля (1899 г.) в день и до 138 рублей в год (1902 г.). В 1912 г. отдел получил крупный заказ одной московской фирмы на вышивание предметов церков­ ного облачения, возобновлявшийся в течение нес­ кольких лет. В докладе управы за 1915 г. говорится, что отдел еще с прошлого года <,перегружен заказами из Москвы на предметы церковного облачения. Мас­ терицы все время заняты вышиванием воздухов, пла­ щаниц, митр, хоругвей, икон и архиерейских обла­ чений. Приходится пользоваться имеющимися в музее отдела образцами старинного шитья, имитировать старинные швы, изощряться в применении тех или иных способов вышивания•>. Но помимо крупных заказов управа постоянно заказывала мастерицам-золотошвейкам изделия для продажи: вышитые золотом, серебром и шелком на сафьяне подушки, рамки для портретов, вышитые по сафьяну, бархату, манчестеру переда ботинок (1896 г. ), подчасники, подушки для иголок, саше, ридикюли, лестовки в форме треугольных сафьяновых сумочек, обшитых по краям фальшивым жемчугом, золотой канителью (1897 г.), и т.п Производство золотошвейных изделий имело, как отмечалось в докладе по кустарному отделу за 1911 г., некоторые особенности: «... золотошвейный товар скоро портится, и сбыт его гораздо больше про­ чих поставлен в зависимость от капризов моды. По этой причине заготовление золотошвейных изделий на вольную продажу было всегда сопряжено с неко­ торым риском, уменьшить который возможно лишь путем предугадывания вкусов публики, большой изо­ бретательности и применения оригинальных худо­ жественных рисунков. Гораздо надежнее оказывается исполнение заказов частных лиц и торговых заведе­ ний, привлекаемых превосходной работой наших мастериц.~ Заказывая эти изделия, управа всегда думала о совершенствовании их художественного оформления и улучшении качества исполнения. Для этого сначала 1• НОВОТОРЖСКИЙ ЗЕМЕЦ выписывались рисунки из Москвы, затем сам Д.Д. Романов создавал эскизы вышивок, позднее начали приглашать профессиональных художниц. Нужно было также повышать квалификацию работающих мастериц и наладить правильное обучение девочек для выполнения ответственных заказов и изделий высокого качества для продажи. В 1898 г. управа в докладе по кустарному делу обратила внимание земского собрания на судьбу дево­ чек, которых родители отдавали в учение к мастери­ цам-вышивальщицам. Девочки находились в доме мастериц целый день, выходные у них были только в праздники, помимо обучения ремеслу, их использо­ вали на «черной~ домашней работе, и хотя в обучении они находились долго - 2 года - все же обучены были плохо, так как мастерицы-хозяйки заставляли девочек преимущественно вышивать дешевые неслож­ ные рисунки, с которыми самим хозяйкам заниматься было некогда. В результате изделия плохо обученных молодых мастериц трудно было сбывать, поэтому в 1898 г. была предпринята попытка обучения молодых мастериц во время вышивания митр в помещении Ямского училища. Опыт оказался удачным, и управа предложила земскому собранию открыть земскую зо­ лотошвейную мастерскую, чтобы в ней обучить нес­ колько девочек всем тем золотошвейным работам, в которых нуждается кустарный отдел. Собрание поста­ новило израсходовать 300 рублей из капитала отдела на открытие золотошвейной учебной мастерской. Золотошвейная мастерская открылась в 1899 г. В ней стали учиться 8 девочек из беднейших семей г. Торжка под руководством одной из лучших мас­ териц-золотошвеек М.Я. Букаревой. В дальнейшем из года в год число учениц увеличивалось: в 1901 г . училось 18 девочек, в 1902 г. - 40, 1904 г. - 40, 1906 г. - 44. Управа старалась усовершенствовать обучение детей. С 1 декабря 1901 г. в школе начала преподавать рисование приглашенная земством учени­ ца С.-Петербургской школы поощрения художеств А.Н. Пашкевич. Вот как описывается распорядок дня школы в отчете земства за 1902 г.: <,Занятия от 9 часов до 2-х пополудни. Затем после двухчасового перерыва с 4 до 6 девочек обучает рисованию А.Н. Пашкевич. Кроме того, от 2 до 4 часов дня приходят обучаться рисованию 18 девочек, выпущенных для вышивания знаков отличия на дому. Таким образом, 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1