Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

103 СТАТЬИ и с т о р и ч е с к і я. 104 лптики, на лицъ, въ рукахъ которыхъ она находится, на характеръ права, на нравы, обычаи жпзнп, на на- родное представительство, —то англійское государ- ство является существенно аристократическішъ. Но, взявъ во вниманіе, что право назначенія податей есть исключительное право общинъ, — можно подумать, что рѣшительный перевѣсъ имѣетъ высшая буржуазія. Бели же разематривать отдѣльныя учрежденія и обще- ственный отношенія, дѣятельность и независимость частныхъ лицъ, децентрализацію въ адмішпстраціи, еамоуправленіе, отсутствіе всякаго господства бюро- кратіи, огромную свободу лица и собственности, си- стем у защищенія страны, право ассоціацій ипрессы, — - то все въ Англіп является демократическимъ». По своимъ арнстократпческпмъ принцппамъ и по при- верженности къ традпціи, Англія должна бы быть государствомъ консервативнымъ до неподвижности; а мсяиу тѣмъ на практикѣ обнаруживается против- ное, и англійская констптуція легко уступаетъ вся- кому прогрессивному движенію, всякой новой мысли и всякой дѣйствптельной необходимости. На соста- вленіе англійской констптуціи, какъ выражатся Гер - впнусъ, ушло нѣсколько столѣтій, и въ каждый пе- ріодъ ея измѣненій или преобразованій матеріалъ и работа были самые лучшіе. Это зависѣло, разумѣется, только отъ способностей народа. И надо согласиться, что ни одинъ европейскш народъ нѣмецкаго корня не разработалъ съ болыпимъ совершенствомъ древне- германское устройство, какъ англичане. Во всѣ пе- ріоды своей псторіп англо-саксы оставались вѣрны основному духу германскихъ племенъ. Въ настоящее время самыя свободный учреждевія существуютъ въ Бвропѣ только у народовъ германскаго корня — - у шведовъ, порвежцевъ, голландцевъ, швейцарцевъ, англичанъ. Реформація, создавая новые принципы для госу- дарственныхъ п религіозныхъ учрежденій, не обна- ружила, однако, достаточно силы и послѣдователь- ности въ своихъ европейскихъ преобразованіяхъ. Ло- гическіе умытого времени не могли, разумѣется, оста- новиться на тѣхъ ограннченныхъ требованіяхъ, дальше которыхъ нерѣшался идти Лютеръ. Они, какъ истинные псторпческіе пророки, предсказывали иное будущее и дали новое направленіе человѣческимъ стремленіямъ. Нп Германія, ни Англія не обнаружили желанія поддержать этпхъ знтузіастовъ и мечта- телей, и вотъ они потянулись въ пустынную, отда- ленную землю вновь открытаго свѣта, чтобы испы- тать возможность практическаго осуществленія того, что благоразумнымъ людямъ XVII вѣка казалось меч- той и пустяками. Протестанты — преимущественно пуритане и квакеры — шлп въ Америку, какъ новые люди въ новую землю. Овп не брали съ собой нп го- товыхъ европейскихъ учрежденій, нп свѣтской и ду- ховной іерархіп, ни аристократическихъ началъ. Это были какъ бы первые люди, но уже съ зрѣлымъ разумомъ и съ такими идеями, которыя хотя п не были приведены въ систему, не выражались въ какой ни- будь строго соображенной п обдуманной политической доктрпнѣ, но уже заключали въ себѣ всѣ начала для новыхъ, непохожпхъ на европейскія, учрежденій. Эти чудаки возбуждали, разумѣется, улыбку состра- данія со стороны тѣхъ, кто былъ строго убѣжденъ въ невозможности существованія общества внѣ европей- скихъ полптпчеекпхъ форнъ. Всѣ благоразумные люди видѣли очень хорошо, что изъ этихъ смѣшныхъ начпнаній и безтолковаго странствованія въ отдален- ную страну не выйдетъ ничего. И, несмотря на пре- достережете благоразумныхъ и опытныхъ мужей, безумцы оставляли свою родину, бросали свой домъ и отправлялись въ невѣдомыя страны, отдаваясь на j жертву всѣмъ случайностямъ длпннаго морского пути и неизвѣстныхъ условій и мѣстныхъ особенностей новаго края. Люди съ чистымъ здравымъ смысломъ, пропитанные чистымъ евангельскимъ ученіемъ, под- ; держиваемые и наставляемые своими духовными про- повѣдниками, стали возводить новое зданіе полпти- ческихъ учрежденій, руководствуясь въ критической оцѣнкѣ своихъ мѣръ исключительно отрицательнымъ пріемомъ. Они знати только то, что есть вещи и ма- теріалы, совершенно непригодные для ихъ постройки, и только ихъ не хотѣлп употреблять въ дѣло. Въ своихъ начпнаніяхъ они отправлялись отъ самыхъ нростыхъ началъ, не желая знать тѣхъ многообраз- ныхъ сословныхъ отношеній и различій, которыя, усложняя жизнь, не представляютъ ей нпкакихъ га- ранты болыпаго счастья и довольства. Простые люди, чуждые европейскихъ предразеудковъ, повели свое дѣло весьма просто и возможно кратчайшимъ и легчайшпмъ путемъ. Переселенцы камень за камнемъ возводили свое здавіе, очень довольные тѣмъ, что, по отдаленности и пустынности избраннаго ими края, ихъ европейскіе доброжелатели не имѣютъ ни воз- можности, ни охоты наблюдать за ними. Зданіе было уже замѣчено тогда, когда его подвели подъ крышу. Но и тутъ европейскіе дальновидны не переста- вали кричать, что зданіе должно разсыпаться потому, что построено на пескѣ и не пмѣетъ фундамента. Что понимали они подъ пменемъ фундамента — не~ извѣстно. Но если замѣчаніе пхъ дѣйствительно спра- ведливо, то остается вывести только то заключеніе, что въ дѣлѣ архитектуры американцы обогнали всѣхъ остальныхъ людей, потому что открыли спо- собъ воздвигать огромныя и прочныязданіянѣсколько на пныхъ началахъ, чѣяъ они строились до сихъ поръ, и что недоумѣніе старинныхъ архптекторовъ доказываете только одно, что молодые архитекторы и способнѣе, и изобрѣтательніе старыхъ. Сѣверо-Амерпкаискій Союзъ есть созданіе нѣмец- кой реформации. Реформація очистила мысль и осво- I бодила ее; она сообщила ей небывалую до того вре- і мени ясность. Люди поняли, что пмъ нужно, чтобы , жить безбѣдно и спокойно. Но не вдругъ дошли люди до того крайняго развитія индивидуализма, какой представляете Америка, хотя уже по первымъ бли- жайшимъ выводамъ изъ основныхъ реформаціон- ныхъ идей можно было видѣть, куда должно привести j логическое развитіе этихъ основъ. Германскіе нѣмцы хотѣли освободиться только отъ папы и его католи- ческой опеки; пмъ казалось, что они уже выросли настолько, что въ состояніп сами руководить своею | совѣстью и быть судьями собственныхъ поступковъ. } Ьъ этого началась реформація. Въ прпмѣненіи, одна- ко, новыхъ идей къ дѣлу руководителямъ реформаціи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1