Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

показалось невозможнымъ идти такъ далеко, какъ того требовалиобстоятельства.Такимъ образоыъ, въ американской жизни выразились высшее развитіе германскагопартикуляризма и начала особности, вмѣстѣ съ тѣмъ космополитизмомъ, который опредѣ- ляегь національность не происхожденіемъ, не язы- комъ и религіей, а общностью пониманія и общимъ гражданскимъ пнтересомъ. Отъ этого для европейца Сѣверо-Амерпканскіе Штаты представляютъ какую- то странную смѣсь разныхъ противоположностей, который, однако, уживаются весьма мирно однѣ съ другими и даютъ такую силу Союзу, какой не пмѣетъ ни одно европейское государство. Историческая роль романскихънародовъ была на - сколько иная. Во всѣ времена средней и новой исто- ріи — до конца XYIII столѣтія — романскія народно- сти являлись представительницами стремленій къ образованію болыпихъ государствъ, къ централи- заціп въ государствѣ и церкви, къ сохраненію средневѣковыхъ учрежденій, къ задержкѣ умствен- наго развптія. Въ чемъ заключалась причина такой наклонности, совершенно противоположной духу нѣмецкихъ народовъ? Исторія указываетъ только на обстоятельства,способствовавшія развитію такого направленія, но глубоко скрывающійся корень нужно искать въ народномъ духѣ романскихъ націо- нальностей, въ ихъ большей страстности, въ пхъ болыпемъ увлеченіи воображеніемъ и чувственно- стью. Католпцизиъ не пмѣлъ никогда того всемогу- щаго дѣйствія на германцевъ, какой онъ оказывалъ на испанцевъ, итальянцевъ, французовъ; нигдѣ ре- лигіозный фанатизмъ неразвивался съ такойсилой, какъ у романцевъ; только благодаря ему исторія увидѣла крестовые ноходы на мавровъ, альбигой- цевъ, изгнаніе гугенотовъ изъ Франціи, Варѳоло- меевскую ночь, инквизицію, іезуптовъ и т. д. Католическіе принципыи римская политика при- дали, дѣйствительно, единство стремленіямъ роман- скихъ народностей и сообщили имъ такую силу, какая, повидимому, не существоваланикогда между герман- цами съ ихъ партпкулярпзмомъ. Но этасила была только внѣшняя; онадержаласьисключительно фа- натизмомъ и ничѣмъ ве отличалась отъ могущества турецкой пмперіи временъ Солимана Великаго. Какъ только фанатизмъ ослабѣлъ — обнаружилось полное безспліе. Мрачно-фанатическая Испанія, владѣвшая нѣкогда почти всѣмъ христіанскимъміромъ, во вла- дѣніяхъ которой никогда не заходило солнце,распо- лагавшая всѣми сокровищами Новаго Свѣта, благо- даря своей изувѣрской восторженности,лишилась понемногу всѣхъ своихъ владѣній, разстропла свои фабрики, мануфактуры и торговлю, убила остатки народной образованности дошла, наконецъ,до того жалкаго состоянія, въ которомъ ея увидѣла новѣй- шая исторія. Въ этомъ помогла ей въ особенности ея реакція противъ протестантизма; такъ что въ то вре- мя, когда всѣ протестантскія государства быстро по- двигались впередъ въ умственномъ и матеріаль- яомъ развитіп; когда они пріобрѣтали то прочноепо- литическое могущество, котороедаетсяисключительно индпвидуализмомъ, — противникиихъ, хотя и обнару- жили мгновенную силу и громадную эяергію, возбу- жденную такими средствами, которыя никогда бы не подѣйствовали на болѣе разсудительныя національ- ности, но вслѣдъ за тѣмъ пошли къ упадку умствен- ному и матеріальному. Чтобы увидѣть, насколько это расхожденіе отодвинуло народы, во всѣхъ отноше- віяхъ, одни отъ 'другихъ, довольно сравнить тепе- решнее состояніе Испаніи съ положеніемъ Англіи или Сѣверо-Американскихъ Штатовъ. Однпхъ рефор- маціонное движевіе поставило во главѣ мірового прогресса; другихъ реакція противъ того же самаго движенія довела до гнилого распаденія. На сколько вѣковъ отстала одна нація отъ другой, сколько вѣковъ нужно Испаніи, чтобы сравняться съ теперешней Англіей? Если мы скажемъ: 10, то это не будетъ пре- увеличено, потому что въ течевіе 300 лѣтъ Англія шла постоянно впередъ, а Испанія въ то же время постоянно назадъ. А между тѣмъ борьба не убила реформаціп; стоило ли ополчаться противънего, когда эта реакція вела только къ собственной гибели! Во всѣхъ случаяхъ, когда Западная Европа піла назадъ, во главѣ этого обратнаго двпженія стояли всегда Испавія и рпмскій дворъ. Политика Франціи оказывалась прогрессивной только тогда, когда Фран- ція вступала въ союзъ съ протестантскими государ- ствами; когда же Франція шла заодно съ Иснаніей или съ папой — это было признакомъ, что Европу ждетъ бѣда. Еще къ счастью Европы, что постоянный колебанія Франціп между протестанскимъ и католп- ческимъсоюзомъ ослабляли вредъ, какой это могуще- ственное государство могло бы нанестипрогрессу Европы, еслибы оно держалось неизмѣнно римско- испанской политики. Французской королевской цент- рализаціи казалась всегда опасной протестантская сепаративность, а ФранцнскъI, въ своемъ преувели- ченномъ католическомъ усердіи, видѣлъ въ протестан- тизмѣ стремленіе «къ нпспроверженію всякой боже- ской и человѣческой мовархіи». Этого было довольно, чтобы держаться католическаго союза и истреблять протестантпзмъ огяемъи мечомъ.Гервинусъ говорить, что «Франція является вредною дѣлу свободы, когда стоить на испанской сторонѣ плиидетъ путемъ испан- ской политики, и полезною этому дѣлу всегда, когда стоить на протестанской сторонѣ или находится въ союзѣ съ Англіей; такъ было всегда, и во времена ГенрихаIT, и во дни Луи-Филиппа». Въ этой пзмѣнчи- вости немогло сформироваться твердаго политиче- скаго и релнгіознаго характера нивъ народѣ, нивъ его правительствѣ. Оттого чрезъ всю исторію Франціи но- выхъ временъ проходить самое оригинальноепротиво- рѣчіе началъ въ управленіп, корпораціяхъ, парті- яхъ и лптературѣ. Въ этихъ колебаніяхъ заиѣча- тельнасвязь между протестантизмомъ и стремленіемъ къ дробленію государства п католицизмомъ съ его на- клонностью къ централизаціи и увеличениетеррпто- ріи.«Въ то время, когда римскіелегаты,около1562 — 65 годовъ, находпли Францію столь же склонною къ протестантизму, какъ и Сѣверная Германія, страна была точно также близка къ германской дробности. Впослѣдствіи, когда на одно мгновеніе Франція раз- двоилась между католицизмомъ и протестантизмомъ, при Генрихѣ IV, — этотъ великій государь составплъ планъположить навсегдаконецъ и распрѣ двухъ СОЧИНЕНІЕ Н. В. ШЕЛГУНОВЛ. Т. I. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1